Как получить политическое убежище в России в 2021 году


Помимо статуса временного убежища, беженства и вынужденного переселения, в России действует такой гуманитарный статус как политическое убежище. Лицо, оформившее данный статус, как и в прочих случаях, может находиться на территории страны легально. Из данной статьи вы узнаете, что такое политическое убежище, кто может на него претендовать, кто не имеет на него права, какими правами обладает получатель статуса политического убежища, как получить политическое убежище в России, куда обращаться, какие понадобятся документы и процедуры, как долго действует статус.

Что понимается под политическим убежищем

Важно! Каждый человек имеет право на поиск убежища на территории иностранных государств в случае преследования его в стране постоянного пребывания. Такое право закреплено за гражданами статьей 14 Всеобщей декларации прав человека.

Политическое убежище – статус иностранца/апатрида на территории иностранного государства, который установлен Конституцией и предполагает возможность легального пребывания в России. При этом исключается экстрадиция иностранца властям его родной страны, даже если поступит запрос на его выдачу. ООН предупреждает, что отказ в выдаче иностранца/апатрида, получившего политическое убежище, не может рассматриваться как провокация или недружелюбный акт.

Политическое убежище может быть предоставлено только в том случае, если человек преследуется на Родине за участие в какой-либо общественной деятельности или в силу политическим мотивов.

Что такое политическое убежище и зачем оно нужно

Институт современного международного и внутригосударственного права определяет политическое убежище как некое право человека, не являющегося гражданином определённой страны, находиться длительное время на её территории и пользоваться защитой её законодательства.


Нередко людям, вынужденным просить политического убежища, доводится сталкиваться с целым рядом трудностей, начиная с банального пересечения границы и заканчивая длительным сбором нужных документов

Кто может попросить о политическом убежище

Согласно Всеобщей декларации прав человека, а также Женевской конвенции 1951 года, политическое убежище предоставляется гражданину другого государства в случае его преследования на территории страны, в которой человек проживал ранее. Убежище служит способом защиты физического лица от разного рода гонений на родине по некоторым причинам:

  • по религиозной принадлежности;
  • по ориентации;
  • по политическим взглядам;
  • по признакам расы и национальности;
  • по социальной позиции.

Однако процедуры в разных странах могут несколько отличаться. К слову, некоторые государства вообще не выделяют политических беженцев как отдельную категорию вынужденных переселенцев (например, Германия).

Обратите внимание, что для предоставления заявителю политического убежища порой мало свидетельств ущемления его прав со стороны отдельных местных органов власти. Заинтересованное лицо должно иметь доказательства того, что он преследуется властью или общественностью в целом и не может избежать притеснений и опасностей на территории родного государства.

Видео: политическая эмиграция из России, история и современность

Права беженца

Получение убежища даёт право заявителю получать финансовую и гуманитарную помощь от государства в виде еды и одежды, а также какое-то время проживать в специально созданных лагерях на его территории. Политическое убежище спустя определённый срок позволяет подавать заявление на получение вида на жительство, даёт право заявителю официально трудоустраиваться и получать помощь от государства, принявшего беженца, в виде всевозможных пенсий и пособий (если такие предусмотрены государством). Как правило, заявитель также имеет право привезти в страну своих родственников, то есть супруга/супругу и детей, которые не достигли совершеннолетия.

Политическое убежище не даётся пожизненно. Как правило, оно предоставляется на пять-десять лет, а при необходимости и при наличии на то причин продлевается. Важно, что человек может быть лишён статуса беженца и ранее, чем через пять-десять лет после получения убежища. К примеру, когда он получил статус на основании политических гонений, а в течение какого-то периода времени политическая ситуация в его родной стране изменилась в лучшую для беженца сторону, то есть причина для опасений жить на родине утратит свою актуальность.

Видео: лекция о статусе беженцев

Как получить политическое убежище в России – кто имеет право на политическое убежище

Важно! Если заявителю будет одобрено прошение о предоставлении политического убежища, правом на пребывание в России будут наделены также все члены его семьи, причем согласия на проживание в РФ малолетних не требуется.

Чтобы ходатайство о предоставлении политического убежища было удовлетворено, заявитель должен отвечать всем перечисленным ниже требованиям:

  1. Он должен являться иностранным гражданином или апатридом.
  2. Он должен находиться в поисках убежища вне территории страны постоянного пребывания или своей принадлежности из-за реальной угрозы или преследований.
  3. Ему должна угрожать опасность в силу того, что он занимается определенной политической деятельностью или обладает нетрадиционными политическими убеждениями.
  4. Его деятельность и убеждения не идут вразрез с демократическими принципами.
  5. Преследование ведется в отношении только его самого или его и семьи, но не имеет массового характера.

Кто может рассчитывать на политическое убежище

Как уже было сказано, сам термин определяет, что политическим беженцем может стать лишь тот, кто покинул страну по политическим мотивам. Законодательство подавляющего большинства стран мира признаёт понятие «политический беженец», не ограничивая круг лиц, которые могут на него претендовать ни возрастом, ни расой или национальностью, ни религиозной принадлежностью. Это значит, что политическим беженцем в силу определённых обстоятельств может стать практически каждый. Следует сказать, что законы большинства стран мира в отношении беженцев имеют практически унифицированную нормативную базу, лишь в некоторых моментах отличаясь друг от друга.

По каким причинам может быть отказано в предоставлении политического убежища

Прошение о предоставлении права на пребывание в России на основании политического убежища будет отклонено, если:

  • заявитель не хочет возвращаться в страну своей принадлежности по каким-либо причинам, не связанным с политическими гонениями;
  • у иностранца оформлено гражданство третьей страны, куда он мог бы уехать;
  • иностранное лицо в попытке заполучить статус предоставил о себе ложные сведения;
  • иностранец приехал в Россию из страны, с которой у РФ заключено соглашение о безвизовом въезде;
  • заявитель прибыл из страны, с которой у России различные демократические институты;
  • не имеется никакой реальной угрозы в стране принадлежности;
  • лицо привлекалось (или расследование ведется в настоящий момент) к уголовной ответственности в России;
  • заявитель претерпевает гонения из-за поступков, которые в России рассматриваются как преступления (или если деяния противоречат принципам ООН).

Как получить политическое убежище в России – куда обращаться

Как и во всех иных случаях, связанных с узакониванием гуманитарного статуса в России, иностранцы и апатриды, желающие получить в РФ политическое убежище, должны подавать прошение в территориальных отделения Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД. Данный орган власти уполномочен на первичное рассмотрение прошения, на помощь в составлении ходатайства и на принятие решения о принятии заявления к изучению.

Далее, если ходатайство было принято, дело передается на рассмотрение Главного управления по вопросам миграции МВД. Заключение по делу запрашивается у Министерства иностранных дел (МИД), также участие в принятии решения принимает Федеральная служба безопасности. В итоге результаты изучения материалов направляются обратно в Главное управление Министерства внутренних дел, где составляется заключение по делу.

Если решено было удовлетворить прошение иностранца, бумаги передаются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Последней инстанцией в рассмотрении вопроса становится сам Президент РФ – глава государства издает Указ.

Как получить политическое убежище в России – подача ходатайства

Важно! Ходатайство о предоставлении политического убежища пишется на русском языке. Документ составляется на имя Президента РФ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища должно быть составлено по унифицированной форме (см. Приложение №1 к Административному регламенту). В частности, в документе в обязательном порядке должны быть сообщены личные данные о заявителе, сведения о гражданской принадлежности, номера документов, информация о членах семьи и наличии их согласия на проживание в России.

Позаботиться о подаче ходатайства необходимо в течение 7 дней после пересечения границы России или обнаружения препятствий к выезду в страну принадлежности. При себе необходимо иметь:

  • удостоверение личности (общегражданский паспорт, загранпаспорт, ID-карта и т.д.);
  • разрешение на временное проживание или вид на жительство (для апатридов);
  • 2 фото (если фотографий нет, их можно сделать прямо в отделении ГУВМ МВД).

По месту подачи прошения будет также проведена дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Будет также проведен индивидуальный опрос, по итогам которого сотрудник ГУВМ МВД заполнит опросный лист и анкету.

Отправка документов

Все собранные бумаги теперь нужно сформировать в так называемый кейс. Однако перед этим ходатайствующая особа должна непременно сделать копию каждого документа для того, чтобы затем с этим кейсом можно было отправиться на интервью.

В начале кейса особа должна положить оглавление (поскольку бумаг будет много, то оглавление обязательно), затем заявление и т. д.

Если документ слишком большой и непонятный для восприятия, допускается выделять некоторые тезы или фразы цветным маркером.

Заявитель отправляет кейс по обычной почте и больше никоим образом в Службу по иммиграции и гражданства США. После отправки нужно будет дождаться ответа из этой службы с их подтверждением про получение всей документации.

Какими правами обладают носители статуса политического убежища

Важно! Свидетельство о предоставлении политического убежища предоставляется на бессрочной основе – прекратить действие статуса можно, когда не будет причин для пребывания под защитой РФ.

Обладатели свидетельства о предоставлении политического убежища наделены следующими правами:

  • правом на участие в гос. программах;
  • правом на обращение в поликлиники за бесплатной помощью квалифицированных врачей;
  • правом на открытие собственного дела;
  • правом на обучение в российских ВУЗах;
  • правом на поиск работы и заключение трудового договора.

Экспертное мнение к вопросу о том, почему иностранец может лишиться статуса политического убежища

Сотрудники Комиссии по вопросам гражданства при Президенте решают вопрос о лишении человека политического убежища на основании заключения ГУВМ МВД, МИД и ФСБ. Утрата статуса последует после выявления следующих обстоятельств:

  • выдворения из страны иностранца требует гос. безопасность;
  • иностранец занимается деятельностью, которая противоречит принципам ООН;
  • иностранец совершил уголовное преступление и был осужден;
  • заявитель уехал обратно в родную страну по собственному желанию;
  • иностранец решил уехать на ПМЖ в третью страну;
  • иностранный гражданин сам заявил о своем желании отказаться от политического убежища;
  • иностранец вступил в гражданство РФ или гражданство третьей страны.

Законодательные акты по теме

ст. 14 Всеобщей декларации прав человекаО правовом статусе политического убежища
Декларация о территориальном убежище (принята в Генассамблее ООН от 14.12.1967)Закрепление прав на политическое убежище в РФ и иных странах-членах ООН
ст. 63 Конституции РФО предоставлении политического убежища на территории России
Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746Порядок предоставления заявителям статуса политического убежища
Приказ ФМС от 05.12.2007 № 451Порядок предоставления политического убежища с точки зрения оформления документов миграционной службой

Современные проблемы дипломатического убежища

Младший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО Шарбатулло Содиков объясняет, почему, по его мнению, дипломатическое убежище должно быть запрещено.

Функции дипломатических представительств и консульских учреждений по дипломатической защите перечислены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., которые закрепляют положения о возможности этого вида защиты при нарушении прав граждан и организаций в рамках международно-правовых отношений.

Вместе с тем, эти конвенции не разъясняют пределы и условия применения дипломатической защиты, как и то, чем вызывается ее необходимость. Согласно ряду исследований, к дипломатической защите может быть отнесено и право территориального убежища, когда убежище лицу предоставляет не дипломатическое или консульское учреждение, а государство на своей территории. О предоставлении убежища доводится до сведения МИДа страны, откуда появился беженец. Естественно, между государствами вопрос о беженце решается путем переговоров. Беженец, получивший убежище (в государстве или в дипломатической миссии), не должен совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, которое предоставило ему убежище.

Относительно права убежища в нашей Конституции имеет место ст.63, в п.1 которой говорится: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным лицам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Кроме того, 21.07.1997 г. было принято Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

В Европе наиболее либеральным государством, которое последние два века предоставляет убежище лицам вне зависимости от их политических и прочих взглядов, является Великобритания. Причем в отличие от общемировой практики, Соединенное Королевство может предоставить убежище даже лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях или осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил, и военным преступникам.

Здесь надо отметить, что Великобритания, а также Франция и США формально не допускают на своей территории дипломатического убежища, не признают права предоставлять убежище за другими государствами, но сами его предоставляют. Для Запада вообще в этом смысле характерно признание не столько нормы права, сколько политической целесообразности.

Не могут считаться дипломатической защитой такие действия государства, которые тем или иным образом нарушают нормы международного права.

Универсальная позиция отражена в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. В п.3. ст.41 этого документа сказано вполне определенно: «Помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания». Что следует из этого положения? Предоставление дипломатического убежища не входит в состав функций дипломатической миссии. Значит, его предоставлять нельзя. Однако стороны могут заключить между собой специальное соглашение — и тогда ситуация меняется. Институт дипломатического убежища действует, главным образом, в странах Латинской Америки. Такое право предоставляется, в основном, лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам.

Практика не проясняет проблемы дипломатического убежища, хотя она и очень обширна. Вопросы решались по-разному. Примеров можно было бы привести много, но сошлемся на один, поскольку он поучителен и интересен. В 1936—1939 гг. в Испании шла гражданская война. С её начала противники республиканского правительства разбежались по иностранным посольствам в поисках убежища. В мае 1937 г. число этих беженцев составило 6000 человек. Испанское правительство не признавало права дипломатического убежища и настаивало на их выдаче. Возникла проблема, которой занялась Лига Наций. Проблема эта рассматривалась на 95-й чрезвычайной сессии в январе 1937 г. Никакого решения принято не было, а было лишь высказано пожелание, чтобы проблема была урегулирована путем прямых переговоров между заинтересованными сторонами.

Проблема дипломатического убежища давала о себе знать и позже. Споры в этой связи доходили даже до Международного суда ООН, но окончательное решение так и не было найдено. Получается, в конечном итоге, что государство, рассматривая вопрос, предоставлять какому-то лицу или группе лиц дипломатическое убежище или нет, руководствуется исключительно политическими интересами. Так, скажем, в годы «холодной войны» посольство США неоднократно давало в своих стенах приют разным «антисоветчикам», хотя официально на всех уровнях США оспаривали право государств на убежища подобного рода. С переходом России в иное политико-правовое качество проблема подобного рода в российско-американских отношениях исчезла.

Но она остается на универсальном уровне. Её необходимо урегулировать совместными усилиями всех государств, например, в рамках ООН. Это представляется необходимым потому, что укрывательство кого-либо в посольстве или консульстве очень осложняет отношения между государствами, что в международных отношениях никогда не бывает желательным. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была.

Представляется, что дипломатическое убежище должно быть запрещено, поскольку иммунитет посольству предоставляется для отправления общепризнанных функций, обозначенных в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Ни одна из этих функций не предполагает дипломатического убежища.

В современных условиях, как видно, дипломатическая защита осложнена разными условиями, которые выходят за рамки до сих пор признанного понятия института дипломатической защиты. Запад на различного рода уровнях пытается расширить это понятие. Особенно это заметно в работе Комиссии международного права. Представляется, что к настоящему моменту, когда ведется деятельность по подготовке и принятию соответствующей конвенции, российская сторона лишь ограниченно определилась со своей позицией относительно проекта статей по дипломатической защите, подготовленного в КМП и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН. Этот проект представляется достаточно спорным, как и тенденция все большего сближения дипломатии с бизнесом. Да, для бизнеса подобная тенденция кажется правильной, но следует иметь в виду, что отношения бизнеса не всегда сближают государства; часто они могут становиться фактором, осложняющим межгосударственные отношения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]