Правовая база решения социальных проблем беженцев
Проблемы миграции в современном обществе являются универсальными. На сегодняшний день сформирована и функционирует правовая база социальных проблем беженцев, включающая как государственное, так и международное законодательство.
Законодательную базу Российской Федерации по вопросам беженцев составляют: законы «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О гражданстве Российской Федерации» и федеральная миграционная программа. Все эти законодательные акты направлены на регулирование вопросов пребывания мигрантов в стране и защиту их прав.
Социальная защита беженцев регулируется и основными актами международного права, к которым относятся: Конвенция ООН о статусе беженцев, Заключительный акт совещания по европейской безопасности и сотрудничеству, подписанный в Хельсинки.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Социальная работа с беженцами 400 руб.
- Реферат Социальная работа с беженцами 250 руб.
- Контрольная работа Социальная работа с беженцами 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Особенности статуса беженца в РФ
Подтверждением официального присвоения статуса беженца является выдача на руки , которое дает право пребывания в РФ и является на данной территории. Сведения о несовершеннолетних детях вносятся в удостоверение беженца одного из их родителей. При выезде с территории России беженцам оформляется специальный проездной документ.
Одно из главных преимуществ статуса беженца заключается в том, что он присваивается бессрочно, однако его можно лишиться. Пунктом 2 статьи 8 от 19 февраля 1993 года № 4528-1 на лицо, признанное беженцем на территории Российской Федерации, и прибывших с ним членов его семьи возложена обязанность проходить переучет не реже одного раза в полтора года.
Прочитайте подробнее о правах беженцев в РФ и о том, какие привилегии дает .
Основные направления и принципы социальной работы с беженцами
Определение 1
Беженцы – это мигранты, вынужденные покинуть свою страну из-за опасений преследований по политическим, религиозным, расовым и иным причинам.
Вынужденные переселенцы, или перемещенные лица – мигранты, вынужденные перемещаться внутри страны из-за опасений преследований по политическим, религиозным, расовым и иным причинам.
Замечание 1
Беженцы и вынужденные переселенцы относятся к наиболее сложной категории мигрантов с точки зрения различных сопутствующих проблем. Эти лица особо нуждаются в социальной помощи государства, в котором они оказались.
Социальная работа с беженцами охватывает три сферы:
- Социальная терапия на семейном и личностном уровнях целью которой является обеспечение условий для более полной и успешной адаптации, реабилитации и разрешения конфликтных ситуаций.
- Социальная работа с различными группами – молодежные, детские, преклонного возраста, группы, собранные по половому признаку, по подобным проблемам, интересам и т.д.
- Социальная работа по месту жительства, в общине. Направлена на укрепление общинных связей, создание благоприятного психологического климата в местах проживания мигрантов, расширение сети социальных услуг.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Социальная работа с беженцами – это деятельность, направленная на предоставление экстренной помощи мигрантам.
Миграционная политика – основной способ регулирования миграционных потоков, решения социальных проблем мигрантов, представляющая собой совокупность социально-политических концепций, касающихся миграционной ситуации в стране и направленных на создание условий для социальной адаптации и устройства мигрантов.
Основные направления миграционной политики: учет и анализ миграционной ситуации в стране; оказание практической социальной помощи беженцам; реорганизация социальной среды для эффективной адаптации беженцев к новым условиям.
Замечание 2
При организации социальной работы с беженцами необходимо учитывать, что беженцы невольно попадают в ситуацию маргинализации (отсутствует привычная социальная среда жизнедеятельности, разрушаются естественно-антропологические права, а именно, право на этническую идентификацию, семью, жилье, определенный уровень жизни. Социальная работа должна строиться исходя из того, что беженцы – это лица, находящиеся в состоянии социальной, культурной и психологической дезадаптации.
Эффективное решение социальных проблем беженцев без ущерба принимающей стороны возможно при соблюдении основных принципов социальной работы с данной категорией лиц:
- Необходимо помнить, что большинство беженцев будет пребывать в стране достаточно долго или останется навсегда, т.е. мигранты могут внести значительный вклад в дальнейшее развитие страны.
- Органы государственной власти на разных уровнях ее организации – основные субъекты деятельности по решению социальных вопросов беженцев.
- Важно поощрять в мигрантах стремление к развитию чувства принадлежности к новому государству, обществу и культуре.
- Необходимое и важное условие эффективной социальной поддержки беженцев – достижение и последующее сохранение равенства между местным населением и мигрантами.
- Интеграция мигрантов в новый социум, гармонизация социальных отношений и связей между ними и местным населением – процесс длительный.
Соблюдение данных принципов поможет эффективно и своевременно разрешить социальные проблемы беженцев, используя те возможности и тот потенциал, которые есть в распоряжении государства и общества.
Направления социальной работы с беженцами
Социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами проводится по следующим направлениям:
- Профессиональная и трудовая адаптация. Полноценное использование профессионального и трудового потенциала мигрантов в новых условиях и на новом месте жительства, включающее: трудоустройство беженцев с учетом потребностей рынка, имеющейся у мигрантов квалификации; создание новых рабочих мест; организация профессиональной переподготовки и подготовки мигрантов; развитие системы самозанятости.
- Проблемы материальной компенсации ущерба. Предоставление беженцам необходимой медицинской помощи, жилья, выплата пособий, установленных законом, установление размеров понесенного мигрантами ущерба, создание условий для социально-трудовой и социально-психологической реабилитации и адаптации.
- Формирование благоприятной системы взаимоотношений беженцев и местного населения.
- Развитие системы правовой защиты беженцев, недопущение будь-каких форм их дискриминации. Для решения вопросов этого направления к правовым институтам должны подключаться информационными, образовательными, социокультурными институтами и т.д.
- Психологическая реабилитация и адаптация беженцев. Данное направление реализуется с помощью психологов, психиатров, психотерапевтов, работа которых направлена на преодоление психологических последствий причин переезда, негативных психических проявлений, создание возможностей и условий для последующей полноценной и активной жизни на новом месте.
- Формирование условий успешной интеграции беженцев в новое общество. Реализуется через принятие мер по достижению действительного социального равенства между местным населением и мигрантами, оказание помощи для включения беженцев в новую культурную и социальную среду (развитие системы социальной защиты, образовательные услуги, поддержка культуры и языка мигрантов), формирование системы межкультурных коммуникаций.
Практическая реализация данных направлений социальной работы сотрудниками миграционных служб, социальными работниками должна проводиться с учетом этнических, демографических, социокультурных и иных характеристик беженцев.
— — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —
Технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами.
По определению ООН миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев. Это не просто механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны общественной жизни.
Мигрант — лицо, осуществляющее пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.
В феврале 1993г. были приняты ФЗ РФ «О беженцах» 19.02.93 г. №4528-1 и «О вынужденных переселенцах» 19.02.93 г. №4530-1. Одновременно с принятием законов была создана федеральная миграционная служба.
Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стал жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Большинство вынужден, переселенцев и беженцев
— это лица, пострадавшие от ухудшения межнациональн., межэтническ. отношений, из-за военных действий, спасающиеся от природных катаклизмов, факторов соц. риска; значит-ная их часть вполне трудоспособна, обладает соответ-щим уровнем обр-ния и имеет определен, трудовую квалификацию, ищущие достойное применение своих сил и способ-тей, стремятся к лучшей жизни.
Предоставление статуса вынужденный переселенец, их регистрация, оказание содействия в обустройстве
, а также координация действий федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляются федеральным и территориальными органами миграционной службы.
В соответствии с Постановл Правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992 г.) предусматрив. ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. В результате правительствен, решений вынужден, мигранты получают определен, помощь от государства.
(Приказ Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству «Об обеспечении земельными участками вынужденно переселяющихся граждан» от 24.03.95 г. №25 Постановление Правительства РФ «О предоставлении беженцам и вынужденным переселенцам долговременных беспроцентных возвратных ссуд» от 6.10.92 г. №762).
Учреждения соц. обслуж-ния населения принимают значит-ное участие в обустройстве и адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, прежде всего, содействуя им в получении всех видов пособий и льгот, занимаются устройством детей беженцев и вынужден, переселенцев в учебные заведения по месту жительства.
Технология соц. работы с мигрантами принесет позитивные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозир-ю миграцион. процессов и конкретных миграцион. потоков, региональн. миграцион. программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым местам поселения. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграцион. службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для мигрантов квот и определенных территорий для поселения. Значит-ная часть беженцев и переселенцев самостоятельно или за счет привлечен-х средств строит поселки с хозяйствен-ми предприятиями.
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: — социальному,
— социально-психологическому,
— социально-педагогическому,
— социально-правовому,
— социально-экономическому,
— социально-трудовому,
— социально-информационному.
1. Социальное направление
включает в себя: проведение социальных консультаций; проведение мероприятий по социальной реабилитации; выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи; социальная диагностика; помощь мигрантами в получении пенсий и пособий; профилактика девиантного поведения, бездомности; взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.
2. Социально-информационное направление
(осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и СМИ): информирование мигрантов о деятельности социальных служб; сбор информации о мигрантах и ее систематизация; содействие адекватному освещению в СМИ темы миграции.
3. Социально-психологическое направление
(в контакте с органами образования и здравоохранения): психологическое консультирование; психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации; психо-профилактика стресса, психологическая диагностика развития детей из семей мигрантов; психологическая помощь в острых кризисных ситуациях.
4. Социально-педагогическое направление
(с органами образования, здравоохранения, правопорядка): социально-педагогическая работа с детьми и подростками; контроль за получением образования детьми из семей мигрантов; профессиональное консультирование и содействие в получении профессионального образования, профилактика девиантного поведения.
5. Социально-правовое направление
(судебные и правоохранительные органы): защита прав мигрантов; социально-правовое консультирование.
6. Медико-социальное направление
: медико-социальное консультирование; оказание содействия в получении медицинской и лекарственной помощи; социально-психиатрическая диагностика; направление в специализированные мед. учреждения.
7. Финансовое направление
: оказание стартовой помощи (предоставление ссуд) на основе принципа индивидуального подхода.
8. Социально-экономическое направление
: консультации по социально-экономическим вопросам; содействие в повышении доходов.
9. Материальное направление
: предоставление продуктовой помощи, вещевой и иной натуральной помощи
10. Социально-трудовое направление
: оказание содействия в получении основной и дополнительной работы; консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации.
Существует также несколько общественных фондов
: «Содружество», «Российский фонд помощи беженцам», «Соотечественники» и др. Помощь оказываемая этими фондами адресуется ассоциациям и общинам беженцев. Например, фонд «Соотечественники» смог реально помочь нескольким десяткам тысяч человек: отделения фонда существуют во многих городах РФ. Фонд не только финансирует, но и контролирует исполнение программ, например, программу по общинному размещению и комплексному обустройству переселенцев.
Технологии соц. работы с меньшинствами (этносы):
Национальные меньшинства
— это те национальные группы, которые проживают за пределами своей национальной территории (украинцы, белорусы, немцы, казахи, армяне…)
Конституция РФ ст. 19 (п.2) Государство гарантирует на государственном уровне (федеральном). На региональном уровне — занятия в школах проводятся на языках многих национальных меньшинств, работают клубы, телевидение.
Местный уровень: (зависит от отношения к данной категории людей в конкретной местности)