Возможности социальной работы с вынужденными переселенцами


Правовая база решения социальных проблем беженцев

Проблемы миграции в современном обществе являются универсальными. На сегодняшний день сформирована и функционирует правовая база социальных проблем беженцев, включающая как государственное, так и международное законодательство.
Законодательную базу Российской Федерации по вопросам беженцев составляют: законы «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О гражданстве Российской Федерации» и федеральная миграционная программа. Все эти законодательные акты направлены на регулирование вопросов пребывания мигрантов в стране и защиту их прав.

Социальная защита беженцев регулируется и основными актами международного права, к которым относятся: Конвенция ООН о статусе беженцев, Заключительный акт совещания по европейской безопасности и сотрудничеству, подписанный в Хельсинки.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная работа с беженцами 400 руб.
  • Реферат Социальная работа с беженцами 250 руб.
  • Контрольная работа Социальная работа с беженцами 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Особенности статуса беженца в РФ

Подтверждением официального присвоения статуса беженца является выдача на руки , которое дает право пребывания в РФ и является на данной территории. Сведения о несовершеннолетних детях вносятся в удостоверение беженца одного из их родителей. При выезде с территории России беженцам оформляется специальный проездной документ.

Одно из главных преимуществ статуса беженца заключается в том, что он присваивается бессрочно, однако его можно лишиться. Пунктом 2 статьи 8 от 19 февраля 1993 года № 4528-1 на лицо, признанное беженцем на территории Российской Федерации, и прибывших с ним членов его семьи возложена обязанность проходить переучет не реже одного раза в полтора года.

Прочитайте подробнее о правах беженцев в РФ и о том, какие привилегии дает .

Основные направления и принципы социальной работы с беженцами

Определение 1

Беженцы – это мигранты, вынужденные покинуть свою страну из-за опасений преследований по политическим, религиозным, расовым и иным причинам.

Вынужденные переселенцы, или перемещенные лица – мигранты, вынужденные перемещаться внутри страны из-за опасений преследований по политическим, религиозным, расовым и иным причинам.

Замечание 1

Беженцы и вынужденные переселенцы относятся к наиболее сложной категории мигрантов с точки зрения различных сопутствующих проблем. Эти лица особо нуждаются в социальной помощи государства, в котором они оказались.

Социальная работа с беженцами охватывает три сферы:

  1. Социальная терапия на семейном и личностном уровнях целью которой является обеспечение условий для более полной и успешной адаптации, реабилитации и разрешения конфликтных ситуаций.
  2. Социальная работа с различными группами – молодежные, детские, преклонного возраста, группы, собранные по половому признаку, по подобным проблемам, интересам и т.д.
  3. Социальная работа по месту жительства, в общине. Направлена на укрепление общинных связей, создание благоприятного психологического климата в местах проживания мигрантов, расширение сети социальных услуг.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Социальная работа с беженцами – это деятельность, направленная на предоставление экстренной помощи мигрантам.

Миграционная политика – основной способ регулирования миграционных потоков, решения социальных проблем мигрантов, представляющая собой совокупность социально-политических концепций, касающихся миграционной ситуации в стране и направленных на создание условий для социальной адаптации и устройства мигрантов.

Основные направления миграционной политики: учет и анализ миграционной ситуации в стране; оказание практической социальной помощи беженцам; реорганизация социальной среды для эффективной адаптации беженцев к новым условиям.

Замечание 2

При организации социальной работы с беженцами необходимо учитывать, что беженцы невольно попадают в ситуацию маргинализации (отсутствует привычная социальная среда жизнедеятельности, разрушаются естественно-антропологические права, а именно, право на этническую идентификацию, семью, жилье, определенный уровень жизни. Социальная работа должна строиться исходя из того, что беженцы – это лица, находящиеся в состоянии социальной, культурной и психологической дезадаптации.

Эффективное решение социальных проблем беженцев без ущерба принимающей стороны возможно при соблюдении основных принципов социальной работы с данной категорией лиц:

  • Необходимо помнить, что большинство беженцев будет пребывать в стране достаточно долго или останется навсегда, т.е. мигранты могут внести значительный вклад в дальнейшее развитие страны.
  • Органы государственной власти на разных уровнях ее организации – основные субъекты деятельности по решению социальных вопросов беженцев.
  • Важно поощрять в мигрантах стремление к развитию чувства принадлежности к новому государству, обществу и культуре.
  • Необходимое и важное условие эффективной социальной поддержки беженцев – достижение и последующее сохранение равенства между местным населением и мигрантами.
  • Интеграция мигрантов в новый социум, гармонизация социальных отношений и связей между ними и местным населением – процесс длительный.

Соблюдение данных принципов поможет эффективно и своевременно разрешить социальные проблемы беженцев, используя те возможности и тот потенциал, которые есть в распоряжении государства и общества.

Направления социальной работы с беженцами

Социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами проводится по следующим направлениям:

  1. Профессиональная и трудовая адаптация. Полноценное использование профессионального и трудового потенциала мигрантов в новых условиях и на новом месте жительства, включающее: трудоустройство беженцев с учетом потребностей рынка, имеющейся у мигрантов квалификации; создание новых рабочих мест; организация профессиональной переподготовки и подготовки мигрантов; развитие системы самозанятости.
  2. Проблемы материальной компенсации ущерба. Предоставление беженцам необходимой медицинской помощи, жилья, выплата пособий, установленных законом, установление размеров понесенного мигрантами ущерба, создание условий для социально-трудовой и социально-психологической реабилитации и адаптации.
  3. Формирование благоприятной системы взаимоотношений беженцев и местного населения.
  4. Развитие системы правовой защиты беженцев, недопущение будь-каких форм их дискриминации. Для решения вопросов этого направления к правовым институтам должны подключаться информационными, образовательными, социокультурными институтами и т.д.
  5. Психологическая реабилитация и адаптация беженцев. Данное направление реализуется с помощью психологов, психиатров, психотерапевтов, работа которых направлена на преодоление психологических последствий причин переезда, негативных психических проявлений, создание возможностей и условий для последующей полноценной и активной жизни на новом месте.
  6. Формирование условий успешной интеграции беженцев в новое общество. Реализуется через принятие мер по достижению действительного социального равенства между местным населением и мигрантами, оказание помощи для включения беженцев в новую культурную и социальную среду (развитие системы социальной защиты, образовательные услуги, поддержка культуры и языка мигрантов), формирование системы межкультурных коммуникаций.

Практическая реализация данных направлений социальной работы сотрудниками миграционных служб, социальными работниками должна проводиться с учетом этнических, демографических, социокультурных и иных характеристик беженцев.

— — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —

Технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами.

По определению ООН миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев. Это не просто механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны общественной жизни.

Мигрант — лицо, осуществляющее пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.

В феврале 1993г. были приняты ФЗ РФ «О беженцах» 19.02.93 г. №4528-1 и «О вынужденных переселенцах» 19.02.93 г. №4530-1. Одновременно с принятием законов была создана федеральная миграционная служба.

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стал жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Большинство вынужден, переселенцев и беженцев

— это лица, пострадавшие от ухудшения межнациональн., межэтническ. отношений, из-за военных действий, спасающиеся от природных катаклизмов, факторов соц. риска; значит-ная их часть вполне трудоспособна, обладает соответ-щим уровнем обр-ния и имеет определен, трудовую квалификацию, ищущие достойное применение своих сил и способ-тей, стремятся к лучшей жизни.

Предоставление статуса вынужденный переселенец, их регистрация, оказание содействия в обустройстве

, а также координация действий федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляются федеральным и территориальными органами миграционной службы.

В соответствии с Постановл Правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992 г.) предусматрив. ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. В результате правительствен, решений вынужден, мигранты получают определен, помощь от государства.

(Приказ Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству «Об обеспечении земельными участками вынужденно переселяющихся граждан» от 24.03.95 г. №25 Постановление Правительства РФ «О предоставлении беженцам и вынужденным переселенцам долговременных беспроцентных возвратных ссуд» от 6.10.92 г. №762).

Учреждения соц. обслуж-ния населения принимают значит-ное участие в обустройстве и адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, прежде всего, содействуя им в получении всех видов пособий и льгот, занимаются устройством детей беженцев и вынужден, переселенцев в учебные заведения по месту жительства.

Технология соц. работы с мигрантами принесет позитивные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозир-ю миграцион. процессов и конкретных миграцион. потоков, региональн. миграцион. программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым местам поселения. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграцион. службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для мигрантов квот и определенных территорий для поселения. Значит-ная часть беженцев и переселенцев самостоятельно или за счет привлечен-х средств строит поселки с хозяйствен-ми предприятиями.

Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: — социальному,

— социально-психологическому,

— социально-педагогическому,

— социально-правовому,

— социально-экономическому,

— социально-трудовому,

— социально-информационному.

1. Социальное направление

включает в себя: проведение социальных консультаций; проведение мероприятий по социальной реабилитации; выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи; социальная диагностика; помощь мигрантами в получении пенсий и пособий; профилактика девиантного поведения, бездомности; взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.

2. Социально-информационное направление

(осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и СМИ): информирование мигрантов о деятельности социальных служб; сбор информации о мигрантах и ее систематизация; содействие адекватному освещению в СМИ темы миграции.

3. Социально-психологическое направление

(в контакте с органами образования и здравоохранения): психологическое консультирование; психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации; психо-профилактика стресса, психологическая диагностика развития детей из семей мигрантов; психологическая помощь в острых кризисных ситуациях.

4. Социально-педагогическое направление

(с органами образования, здравоохранения, правопорядка): социально-педагогическая работа с детьми и подростками; контроль за получением образования детьми из семей мигрантов; профессиональное консультирование и содействие в получении профессионального образования, профилактика девиантного поведения.

5. Социально-правовое направление

(судебные и правоохранительные органы): защита прав мигрантов; социально-правовое консультирование.

6. Медико-социальное направление

: медико-социальное консультирование; оказание содействия в получении медицинской и лекарственной помощи; социально-психиатрическая диагностика; направление в специализированные мед. учреждения.

7. Финансовое направление

: оказание стартовой помощи (предоставление ссуд) на основе принципа индивидуального подхода.

8. Социально-экономическое направление

: консультации по социально-экономическим вопросам; содействие в повышении доходов.

9. Материальное направление

: предоставление продуктовой помощи, вещевой и иной натуральной помощи

10. Социально-трудовое направление

: оказание содействия в получении основной и дополнительной работы; консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации.

Существует также несколько общественных фондов

: «Содружество», «Российский фонд помощи беженцам», «Соотечественники» и др. Помощь оказываемая этими фондами адресуется ассоциациям и общинам беженцев. Например, фонд «Соотечественники» смог реально помочь нескольким десяткам тысяч человек: отделения фонда существуют во многих городах РФ. Фонд не только финансирует, но и контролирует исполнение программ, например, программу по общинному размещению и комплексному обустройству переселенцев.

Технологии соц. работы с меньшинствами (этносы):

Национальные меньшинства

— это те национальные группы, которые проживают за пределами своей национальной территории (украинцы, белорусы, немцы, казахи, армяне…)

Конституция РФ ст. 19 (п.2) Государство гарантирует на государственном уровне (федеральном). На региональном уровне — занятия в школах проводятся на языках многих национальных меньшинств, работают клубы, телевидение.

Местный уровень: (зависит от отношения к данной категории людей в конкретной местности)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]