Понятие гражданства, способы его приобретения и утраты


Понятие гражданства, способы его приобретения и утраты

Гражданство – личная правовая связь лица с государством, характеризующаяся наличием взаимных прав и обязанностей.

Приобретение гражданства — обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве.

Российское гражданство приобретается:

  1. по рождению;
  2. в результате приема в гражданство;
  3. в результате восстановления в гражданстве;
  4. путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и СССР;
  5. по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Можно рассмотреть подробнее каждый из вышеперечисленных пунктов:

Гражданство по рождению — филиация. В этом случае применяются два принципа:

  1. Принцип крови (ребёнок получает гражданство РФ, если: оба родителя — граждане РФ или один из родителей гражданин РФ, а второй — апатрид или без вести отсутствующий)
  2. Принцип почвы (ребёнок получает гражданство РФ, если: ребёнок родился на территории РФ, но государство, подданными которого являются его родители, не даёт ребёнку гражданство или, если родители ребёнка, обнаруженного социальными службами, не появляются в течении полугодичного периода.

Существует также правило, в котором объединены указанные два принципа: новорождённый признается подданным РФ, если один из его родителей имел российское подданство, а другой являлся иностранцем, и факт рождения ребенка был зафиксирован в РФ.

Прием в гражданство — достаточно сложная процедура. Вступление в гражданство лица по желанию называется натурализацией. Порядок вступления в гражданство РФ регулируется Законом «О гражданстве». Апатрид или иностранный подданный может получить гражданство РФ исключительно при получении разрешения от Президента РФ. Перед тем как процесс получения гражданства будет запущен необходимо прожить на территории страны в течение пяти лет, но для некоторых категорий лиц существует упрощенная система, прикоторой срок пребываения может быть сокращён до года.

Восстановление в гражданстве возможно для лиц, прежде им обладавшим. Восстановление в гражданстве происходит по той же схеме, что и его приобретение, однако срок постоянного пребывания сокращён до трёх лет. Также существует упрощённый порядок восстановления гражданства, определённый в статьях 13 и 14 Закона «О Гражданстве».

При изменении государственных границ государства, население территории имеет право выбрать гражданином, какой страны быть. Это называется оптация. Процедура оптации регулируется международными договорами государств, чья граница изменилась.

Что касается утраты гражданства РФ, прекращение гражданства может иметь место в результате выхода из гражданства соответствующей страны или отказа от гражданства.

Причинами для лишения гражданства служат: 1) приобретение гражданства обманным путем, на основании заведомо ложных сведений, фальшивых документов; 2) если лицо занималось антигосударственной деятельностью в пользу иностранного государства и тем самым нанесло ущерб интересам государства; 3) если лицо, осуждено за преступление против безопасности государства. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны — экспатриации.

Гражданство Российской Федерации прекращается: 1) вследствие выхода из гражданства — (ст. 23 Закона о гражданстве) — это его утрата лицом по собственному волеизъявлению путем: подачи ходатайства или в упрощенном порядке, если зарегистрирован на территории другого государства или дети или жена имеют другое гражданство); 2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство — (ст. 24 Закона о гражданстве) — применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов.Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории — (ст. 21 Закона о гражданстве) — в случает изменения границ госцдарства человек, живущий на территории, сам выбирает гражданином какого государства он будет; 4) по иным основаниям, предусмотренным Законом — Закон о гражданстве относит, например, прекращение гражданства Российской Федерации у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство (ч. 1 ст. 26)

Приобретение и утрата гражданства

В соответствии с международно-правовыми стандартам! каждый человек имеет право на гражданство (ч. 1 ст. 15 Все-| общей декларации прав человека). Хотя в законодательси современных государств устанавливаются разнообразные кри-] терпи, наиболее распространенными основаниями являютс* приобретение гражданства по рождению или путем патурали-1 зацип.

Во всех странах законодатель закрепляет возможное™ предоставления гражданства по рождению, хотя в этом возрасти человек не может определить свои предпочтения. Данпьп подход основывается на презумпции членства, согласно которой при рождении определенного лица имеется высокая степсш вероятности того, что оно проявит лояльность но отношению к государству, в котором родилось4.

1 Подробнее см.: ВгпЪаЪег К.

С11Лгепх1ир апс! МаЬюпЬоос! т Ргапсс апс! Сспшту. Нагуагс!, 1992. Р. 82.

2 ЫаЫопаШу апс! 1п1сгпаЫопа1 Ьа* т Аьып Регьрсс11УС. На#ие, 1990. Р. 256 — 260. й’ Статья 1 Конвенции, регулирующей некоторые вслцюсы, связанные с коллшпсчг» вопросов о гражданстве, 1930 г. 1| 4ВгиЪиЪег К.

Ор. с11. Р. 27

§ 2. Приобретение и утрата гражданства 111

В основе предоставления гражданства по рождению ле­жат два принципа — «право крови» (|И5 зап^ийш), т. с. рож­дение от родителя или родителей — граждан конкретной стра­ны, и «право почвы» ((из зоН), т. с. рождение на территории определенной страны. Предпочтение «праву крови» — общ­ности в силу происхождения — отдают государства, стремя­щиеся сохранить этнокультурное единство народа, традицион­но проживающего на определенной территории (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) по­лагают, что «право почвы» помогает сформировать новую куль­турно-государственную общность, т. е. в данном случае граж­данство рассматривается как своеобразное территориальное понятие.

В законодательстве большинства государств закрепляют­ся смешанные подходы — сочетание в той или иной форме «права крови» и «права почвы». В Российской Федерации до­пускается приобретение гражданства по рождению детьми, один из родителей которых является гражданином России, а также детьми, родившимися на территории нашей страны, если их родители неизвестны пли являются лицами без гражданства. Кроме того, возможно предоставление российского граждан­ства детям иностранцев, если государство происхождения ро­дителей не предоставляет детям свое гражданство.

Практически во всех европейских странах законодатель устанавливает равные шансы отца и матери передать свое гражданство ребенку. Однако в ряде государств правовой статус ребенка по-прежнему определяется по отцу (Таиланд, Индия, Бангладеш). Согласно законодательству данных стран ребенок может получить гражданство матери только в том случае, если отец является лицом без гражданства или неиз­вестен.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических нравах (ч. 3 ст. 24) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Не случайно в законода­тельстве различных государств можно встретить нормы о пре­доставлении гражданства детям, найденным на территории стра­ны, родители которых неизвестны. Однако если в российском законодательстве возраст ребенка пс имеет значения, в зару­бежных странах могут вводиться возрастные ограничения (дети до 5 лет — США, до 6 месяцев — Австрия).

Глава IV. Гражданство

Натурализация — предоставление гражданства лицу, не являющему гражданином страны но рождению, на основании решения компетентного органа. Правом предоставления граж­данства обычно наделяются высшие органы государственной власти. В Бельгии натурализация входит в компетенцию Ко­роля и Палаты представителей, в США — федеральных судов, в Италии и России — Президента Республики, в Турции и Франции — Правительства. В ряде стран данные вопросы от­носятся к ведению министерств юстиции (Япония), иностран­ных дел (Мексика) или внутренних дел (Израиль).

Натурализация носит персональный характер. Она может осуществляться как в результате личного выбора лица, желаю­щего поменять свое гражданство, так и в связи с наступлением определенных обстоятельств (вступление в брак, усыновление, признание отцовства). Закрепление возможности натурализа­ции связано с признанием права на изменение гражданства, предусмотренного во Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 15). Хотя большинство государств и признает это право, практически все они устанавливают четкие критерии, которым должен соответствовать претендент па гражданство. Как пра­вило, возможность получить гражданство иностранного госу­дарства невелика, если человек не связан с ним определенными обстоятельствами — происхождением, проживанием или рож­дением па его территории.

Существуют различные подходы к натурализации иност­ранных граждан. В ряде стран она рассматривается как сугу­бо дискреционное полномочие государства (Германия, Швей­цария, Япония). Кандидат должен отвечать определенным ус­ловиям, однако даже в случае их выполнения компетентный государственный орган имеет право определить, соответствует ли интересам страны предоставление гражданства данному лицу. Отрицательное решение не обосновывается и не подле­жит обжалованию. Натурализация является привилегией, пре­доставляемой определенным лицам. Данная процедура пред­полагает тщательное рассмотрение дела каждого из претен­дентов, за натурализацию устанавливается достаточно высокая плата.

В других странах (США, Канада, Швеция) натурализуют­ся все кандидаты, отвечающие установленным требованиям. В них от иммигрантов ожидают натурализации, которая ноощ-

ИЗ

§ 2 Приобретение и утрата гражданства

ряется государством. Установленная процедура достаточно проста, формально предусматривает сравнительно невысокие денежные сборы.

Во многих зарубежных странах введены достаточно жест­кие требования к претендентам на гражданство. Практически повсеместно им надо прожить определенный срок на террито­рии страны нового гражданства (12 лет — Швейцария, 10 лет — Австрия, 5 лет — США, 2 года — Аргентина). Помимо этого они должны отвечать критериям материально-финансового (ФРГ — наличие жилища, Япония — достаточный капитал, возможность обеспечить самостоятельное существование), мо­рального (Аргентина — хорошее поведение) и уголовно-пра-вового характера (Австрия — отсутствие судебных пригово­ров или преследования в уголовном порядке). В ряде стран для получения гражданства необходимо продемонстрировать знание языка (Эстония, Израиль), истории и основных положе­ний конституции страны (США, Латвия). Иногда условием на­турализации является принесение присяги верности данному государству (Италия, Филиппины).

В Российской Федерации для потенциальных граждан вво­дится только ценз оседлости (для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением с ходатайством; для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое), однако либерализм законодателя в значи­тельной степени сводится на нет правопримепителыюй практи­кой и подзаконными актами в данной области. Так, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ1 предус­матривает, что оформление органами внутренних дел материа­лов по вопросам гражданства в отношении лиц, прибывших на территорию России в связи с трудовым соглашением, учебой, другими целями, осуществляется после решения вопроса о мес­те их жительства на территории России (п. 3).

В законодательстве многих стран предусмотрен упрощен­ный (регистрационный) порядок предоставления гражданства. Как правило, он распространяется на этнически близких инос­транцев (Германия, Болгария, Индия), а также лиц, заключив­ших брак с гражданами страны (Швейцария, Япония). В стра-

‘ Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г № 386 в редакции Указа Президента Российском Федерации от 27 декабря 1993 г. № 2299. // Гражданство и свобода передвижения. М., 1994. С. 52 — 60.

Глава IV. Гражданство

пах СНГ упрощенный порядок обычно распространяется на представителей титульной нации или выходцев из данной тер­ритории. Более широкие подходы законодательно закрепляют­ся только в России и Армении.

Конвенция об упрощенном порядке приобретения граж­данства государств — участников Содружества Независимых Государств была подписана 19 января 1996 г. Россией, Казах­станом и Таджикистаном. В соответствии с Конвенцией для приобретения и выхода из гражданства в упрощенном (регис­трационном) порядке (ст. 2) лицу необходимо представить ряд документов: копию свидетельства о рождении или другой до­кумент, удостоверяющий личность и место рождения гражда­нина, документы, подтверждающие то, чго заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из Договаривающихся Сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их террито­рии на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступле­ния в силу Конвенции, а также то, что он имеет близкого род­ственника, постоянно проживающего на территории страны при­обретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.

Определенная группа оснований для приобретения граж­данства связана с территориальными изменениями или прекра­щением существования государств. К числу таких оснований можно отнести автоматическую перемену гражданства — транс­ферт. Примером может служить приобретение гражданами Российской Федерации нового статуса в результате распада СССР. Согласно Закону о гражданстве Российской Федера­ции гражданами России были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве России (ч. 1 ст. 13).

В тех случаях, когда определенная часть территории одно­го государства переходит под суверенитет другого, использует­ся оптация — добровольный выбор государства гражданской принадлежности. Право выбора предоставляется населению, проживающему на территории, которая отходит к другому го­сударству. При этом, как правило, предполагается, что лицо, сде­лавшее выбор, будет жить па территории государства граждан­ской принадлежности. В отличие от оптации, которая носит персональный характер, обмен населением является массовым

§ 2 Приобретение и утрата гражданства 115

и двусторонним, происходит обычно по национальному при­знаку па основе принципа добровольности.

В ряде стран характер приобретения гражданства мо­жет оказывать воздействие на объем прав и свобод лица. Как правило, речь идет о занятии государственных должностей. В отдельных странах (Эстония, Болгария, США) их прези­дентом может стать только гражданин по рождению. На Фи­липпинах устанавливается очень широкий перечень ограни­чений в правах для натурализованных граждан. Так, только граждане по рождению могут занимать должности президен­та, вице-президента страны, членов парламента, Верховного Суда л нижестоящих судов, председателей и членов консти­туционных комиссий, омбудсмана и его заместителей, членов комиссии по правам человека. В Южной Корее натурализо­ванные не могут приниматься на дипломатическую службу, в Мексике — занимать должности начальника порта, коменданта аэродрома, лоцмана, служить на торговом, морском или воз­душном судне.

Выход из гражданства может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных орга­нов. В ряде случаев государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение. Так, в Малайзии заявление о выходе из гражданства должно быть зарегистрировано. Статус гражданина утрачивается с момента регистрации. В том случае, если страна находится в состоянии войны, заявление может быть зарегистрировано только с согла­сия федерального правительства.

В Российской Федерации выход из гражданства не допус­кается после получения повестки о призыве на срочную воен­ную или альтернативную службу и до ее окончания, а также если претендент на выход из гражданства привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него име­ется вступивший в силу обвинительный приговор суда. Кроме того, ходатайство о выходе может быть отклонено, если лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации либо неиспол­ненные обязанности перед государством, а у Российской Феде­рации отсутствует договор о правовой помощи со страной, в которой проживает или намерен поселиться данный гражда­нин.

Глава IV. Гражданство

Основания для утраты гражданства зависят от специфики конкретного государства. Во многих странах она происходит автоматически в связи с добровольным приобретением иност­ранного гражданства, поступлением на гражданскую или воен­ную службу другого государства. В Индонезии аналогичные правила распространяются и на службу в международных орга­низациях, участницей которых страна не является, при условии, что лицо должно принести присягу при поступлении па служ-бу.

Во Франции лицо, имеющее гражданство этой страны, может быть его лишено в связи с осуждением за преступления против безопасности государства; за уклонение от обязанностей, нала­гаемых законом о воинской повинности; за действия, рассмат­риваемые по французскому закону как преступление, влекущее за собой осуждение на срок более 5 лет тюремного заключения (ст. 98 Кодекса о гражданстве). В последнем случае лишение гражданства возможно и в случае осуждения лица за грани­цей.

В ряде стран вводятся ограничения, связанные с лишением гражданства. Запрет применения данной процедуры может ка­саться всех граждан (ст. 16 Конституции Германии) или толь­ко граждан но рождению (ч. 2 ст. 11 Конституции Испании). В ряде случаев применение данной процедуры может быть ог­раничено определенным временем в отношении натурализован­ных граждан. Так, во Франции лишение гражданства допусти­мо в течение 10 лет после его получения.

В соответствии с международно-правовыми стандартами лишение гражданства не должно носить произвольный характер (ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека). Оно может осуществляться только в соответствии с предусмотренной законом процедурой, в рамках которой гражданину необходи­мо предоставить все необходимые гарантии. Кроме того, долж­но быть предусмотрено право обжалования в судебном поряд­ке принятого решения.

В законодательстве Советского Союза была закреплена возможность лишения гражданства по инициативе государства. В соответствии с Законом о гражданстве СССР 1938 г. (ст. 7) предусматривалось две процедуры лишения гражданства — но приговору суда и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР. Последующий Закон свел лишение гражданства

I

§ 2. Приобретение п утрата гражданства

к единой процедуре и установил основания для ее применения. Согласно Закону 1978 г. о гражданстве СССР, его можно было лишить по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражда­нина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Кроме того, в законодательстве были предусмотрены особые случаи лишения гражданства. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Изра­иль» 1967 г. данные лица, независимо от их желания, автомати­чески утрачивали гражданство Советского Союза с момента выезда из страны.

В соответствии с действующим законодательством о гражданстве Российской Федерации никто не может быть ли­шен своего гражданства пли права изменить свое гражданство (ч. 2 ст. 1 Закона о гражданстве РФ). Только в одном случае прекращение российского гражданства допускается без воле­изъявления лица — в связи с аннулированием решения о граж­данстве, если лицо предоставило ложные сведения п докумен­ты.

Добровольный выход из гражданства предполагает оп­ределенные действия со стороны гражданина. В Японии в этом случае необходимо обратиться с соответствующим заявлени­ем к министру юстиции. Днем выхода из гражданства счита­ется дата уведомления министра путем подачи такого заяв­ления. Выход из гражданства России возможен по ходатай­ству гражданина, а также в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства, хотя бы одни из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало па постоянное жительство в другую стра-

«У-

Для государств — членов Совета Европы общепризнан­ным является тот факт, что гражданство не может быть ут­рачено до тех пор, пока лицо не получит другое граждан­ство. Данный подход направлен па то, чтобы предотвратить увеличение количества лиц без гражданства. Вместе с тем законы о гражданстве государств — членов СНГ п стран Бал­тии предусматривают возможность выхода из гражданства, не увязывая данный факт с приобретением лицом иностранного гражданства.

Права человека

Глава IV. Гражданство

Институт гражданства. Способы приобретения и утраты гражданства РФ.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

• Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

• Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

• Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

• Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

• Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

Самый распространенный способ приобретения гражданства — по рождению (филиация). Существует два принципа: «право крови», когда ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, и «право почвы», когда ребенок становится гражданином государства, на территории которого родился. В законодательстве большинства стран предусматриваются оба принципа.

Другой распространенный способ — прием в гражданство (натурализация). Натурализация может осуществляться в силу закона (например, в некоторых государствах иностранцы, вступая в брак с гражданином этой страны, автоматически приобретают гражданство) или индивидуально (на основании личного ходатайства лица, желающего приобрести соответствующее гражданство). Обычно предусматривается ряд требований, предъявляемых к лицам, желающим приобрести гражданство в порядке натурализации, — ценз оседлости, имущественный ценз, знание государственного языка и пр.

Известные законодательству многих государств, но реже применяемые на практике способы приобретения гражданства: оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому); признание гражданства (все жители территории на день образования нового государства признаются его гражданами); восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства) и ряд других.

Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. В первом случае утрата гражданства происходит по инициативе лица (отказ от гражданства), во втором случае — по инициативе государства в лице уполномоченных органов. В ряде государств закон разрешает лишать гражданства лишь натурализованных граждан (причем часто в течение определенного срока). В большинстве современных государств существует запрет на лишение гражданства.

Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты.

Основные вопросы гражданства Республики Казахстан регулируются Конституцией и законом республики о гражданстве. Конституция содержит главные положения о гражданстве: о равенстве всех граждан, о гарантиях прав и свобод граждан, о недопущении ограничений прав и свобод, о недопущении лишения гражданства. Можно утверждать, что законодательство определяет гражданство через отдельного человека, а не через совокупность граждан. Таким образом, гражданство, можно определить как устойчивую политико-правовую связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами Республики Казахстан являются лица, которые:

1) постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления Закона о гражданстве — с 01.03.92г.;

2) приобрели гражданство Республики Казахстан в соответствии с Законом о гражданстве.

В соответствии со ст.ст.10-18 Закона, гражданство Республики Казахстан приобретается по следующим основаниям:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство Республики Казахстан;

3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

Статьи 11,12,13,14 Закона определяют гражданство детей, родители которых состоят в гражданстве Республики Казахстан, при различном гражданстве родителей, родители которых неизвестны, а также приобретение гражданства Республики Казахстан детьми лиц без гражданства.

Натурализация – принятие в гражданство данного государства лица, которое либо совсем не имеет гражданства, либо имеет гражданство другого государства. По законодательству Казахстана устанавливается определенная процедура и выдвигается ряд требований, выполнение которых обязательно для получения гражданства. В их числе — проживание на территории Казахстана не менее 10 лет либо состояние в браке с гражданами Республики Казахстан. Перечисленные условия не требуются при приеме в гражданство Республики Казахстан несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед Республикой Казахстан, а также лиц, вынужденно покинувших территорию Казахстана по политическим мотивам, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в Казахстан как на историческую Родину (ст.16 Закона).

Основаниями отказа от гражданства являются:

1) лицо совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан;

2) лицо призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан, наносящий ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

3) разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан;

4) осуждено за террористическую деятельность;

5) признано судом особо опасным рецидивистом;

6) состоит в гражданстве других государств (ст.17 Закона).

В выходе из гражданства Республики Казахстан может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имеет неисполненные обязательства перед Республикой или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, расположенных на территории Казахстана.

Лицо утрачивает гражданство Республики Казахстанвследствие совершения им определенных запрещенных деяний:

1) вследствие поступления лица в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в другом государстве, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;

2) если гражданство Казахстана приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан (ст.21 Закона).

Ребенок, являющийся гражданином Республики Казахстан, усыновленный гражданами других государств, по ходатайству усыновителей может выйти из гражданства Казахстана, если они постоянно проживают за пределами Республики Казахстан, а также, если из гражданства Республики Казахстан выходит и выезжает на постоянное жительство за пределы Казахстана тот из родителей, с которым живет ребенок (ст.21 Закона).

При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба выходят из гражданства Республики Казахстан, изменяется гражданство их детей, не достигших 14 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]