Мигранты вместо русских: Кто будет вынужден менять школу


Мигранты вместо русских: Кто будет вынужден менять школу

Президент Владимир Путин на заседании совета по межнациональным отношениям сказал, что в российских школах процент детей мигрантов должен быть таким, чтобы их можно было адаптировать к языковой и культурной среде. То есть таким, чтобы они адаптировались сами, а не начали «адаптировать» наших детей под себя.

Иначе, предупредил президент, ситуация в конце концов будет, как «в некоторых европейских странах, да и в Штатах, когда уровень детей мигрантов в школе достигает определённого процента, местные жители своих детей из этих школ забирают…»

Подтверждаю: проблема такая действительно существует. Причём в масштабах существенно бо́льших, чем те, о которых, видимо, докладывают президенту. Когда мой внук поступил в подготовительный класс обычной московской школы в спальном районе, оказалось, что там, кроме него, всего трое русских детей. Из остальных не все были из Средней Азии, но и с Кавказа попадались такие, что практически не знали русского языка.

За чей счёт банкет?

Министр просвещения Сергей Кравцов в ответ на слова президента заявил, что его ведомство готовит систему оценки индивидуальных образовательных потребностей именно этой группы учащихся, которая будет «выявлять уровень владения ребёнком языком и возможные проблемы при освоении им общеобразовательной программы» и задавать «необходимую образовательную траекторию и программу психолого-педагогического сопровождения» школьника. Плюс к тому – введут специальные курсы для учителей, чтобы те «знали тонкости и умели работать с такими детьми».

Звучит очень красиво, но сразу хочется нашему министру: «А за чей счёт банкет?» Ведь разработка программ с учётом национальной специфики, создание особых классов, подготовка и переобучение преподавателей – всё это немалых денег стоит! И возьмут эти немалые деньги по уже сложившейся традиции из наших с вами карманов. Вместо того, чтобы потратить их на образование наших детей, с которым и так в стране куча проблем.

При этом у товарищей, озабоченных правами мигрантов, почему-то не возникает резонный вопрос: а с какой стати вообще Россия обязана давать этим детям образование?! Ведь даже если согласиться с бредовым утверждением, что без мигрантов нам никуда, то всё равно – приглашали мы в страну именно работников определённых (как правило – не требующих особой квалификации) специальностей.

Но никак не их многочисленных родственников, прибывающих к нам с целым букетом разнообразных болезней, с которыми при обострении скорая доставит в больницу, и там «гостя» волей-неволей станут лечить бесплатно. Не их жён и сестёр на последнем месяце беременности, приезжающих в Россию бесплатно родить, ибо ну не бросят же русские рожающую женщину, в самом деле! Не их многочисленное потомство, которое мы будем бесплатно учить в школе, в том числе – русскому языку.

Представители ряда диаспор, услышав от министра Кравцова обещание ввести для детей мигрантов отдельную программу, сразу завозмущались: мол, это приведёт к тому, что дети мигрантов после коррекции образовательной политики окажутся в изоляции. А вот меня так куда больше беспокоит, что, оказавшись в классе, где большинство будут составлять дети мигрантов, наши собственные дети окажутся под таким культурным, психологическим и физическим прессингом, что единственным выходом для родителей будет – сменить школу. В Европе, как справедливо заметил президент, таких случаев уже полным-полно: там вовсю пожинают плоды охватившего Запад «толерантного» безумия. Да и у нас доводилось слышать не раз, что даже учителя советуют русским родителям не отдавать ребёнка в уже практически «мигрантскую» школу.

Мигрантофилия за чужой счёт

Как сказал один английский автор 19-го века, «Я люблю жену больше, чем кузину, а кузину больше, чем соседку. Но из того, что я люблю жену, вовсе не следует, что я ненавижу соседку». Вот и я, грешный, ко всем приезжающим к нам отношусь безо всякой неприязни. Но при этом своих соотечественников люблю всё же больше.

Поэтому убеждён, что предоставлять какие-то блага мигрантам и их семьям государство вправе, только если такими же благами уже полностью обеспечены собственные граждане. И уверен, что в точности так же будут подходить к этому вопросу узбеки в Узбекистане, таджики в Таджикистане и т. д. Потому что это и есть единственно правильный и логичный подход, расставляющий приоритеты в распределении, где любые причитания о «равенстве возможностей» – из области либерального бреда.

Сказанное ещё Ломоносовым «Ежели в одном месте сколько чего отымется, столько же в другом присовокупится», кажется, никто ещё не отменял. А это значит, что любые гуманитарные дары мигрантам и их семьям делаются за наш с вами счёт. В стране же, где с социальной защищённостью и материальным положением граждан существуют, мягко говоря, очень значительные проблемы, подобная «благотворительность» государства воспринимается как едва ли не предательство собственных граждан. Ибо даваемое мигрантам и их семьям придётся отрывать от нас и от наших детей.

Да, в России существует закон, что все дети (в т. ч. дети не граждан) не просто могут, но обязаны получать бесплатное среднее образование. Посещать детские сады, в которых вечно и нашим не хватает мест – кстати, тоже. Всё так. Вот только объясните мне, с какой стати всё это является моей и вашей проблемой? И почему мы с вами должны это всё оплачивать, да плюс к тому – терпеть от этого массу неудобств?

Дети наших депутатов, принимающих такие «гуманные» законы и говорящие красивые слова про «мигранты тоже имеют право», как правило, учатся в совершенно других (привилегированных, а то и заграничных) школах, где не стоит проблема совместного обучения с инокультурными и не говорящими по-русски сверстниками. Они могут позволить себе лечиться в платных клиниках, не ведая, что даже в Москве в «бесплатных» поликлиниках к иному специалисту очередь надо занимать за две-три недели, а то и раньше. Они вообще, можно сказать, живут на другой планете, всё более воспринимая любезное Отечество чем-то вроде деревни с крепостными, куда барин лишь изредка наезжает из Парижа, чтобы забрать оброк.

Нас же оставляют с «мигрантской» проблемой один на один. При этом даже мало-мальски зацепившиеся в Москве мигранты уже через несколько лет рожают нескольких детей-погодков, ибо, если продержится отец семейства в Москве определённое время – получит гражданство. А вместе с ним – и весь привезённый им «кишлак». А там и прочая родня подтянется – на предмет «воссоединения семьи». Об этом «толерантно» молчат, но этнический состав наших городов (столичных – особенно) меняется весьма быстрыми темпами. Этак и оглянуться не успеем, как в московских магазинах перестанут понимать по-русски.

Есть ли выход?

Выход всё в том же: привлекать на работу государство прежде всего обязано не тех, кто «числом поболее, ценою подешевле», а людей одной с нами культуры и языка, которых по крайней мере не надо «адаптировать». В первую очередь, разумеется, русских (великороссов, малороссов и белорусов). Но также – и русских по культурной принадлежности, говорящих и (желательно) думающих по-русски.

Вот в нашем травмопункте, например, работает врач – хороший, внимательный парень, по национальности – не то киргиз, не то казах. Прекрасно без акцента говорит по-русски. И семья его, и дети, я уверен, тоже прекрасно по-русски говорят и в школе проблем с адаптацией не испытывают. Да и нам проблем не создают.

А ещё мне сразу становятся на улице симпатичны молодые не русские мамаши, если они между собой и со своими детьми общаются по-русски. Ибо это значит, что в семье идёт нормальная культурная ассимиляция, и дети их, когда вырастут, будут считать себя не иноземной диаспорой в чужой России, а неотъемлемой частью нашей страны.

Но для того, чтобы именно такие подходы задавали тон в мигрантской среде, им должно способствовать государство. Чего пока, к сожалению, нет. Мы не формируем мигрантскую среду так, как надо нам (гражданам), а позволяем ей формировать окружающую нас действительность по своему образу и подобию, оплачивая это, к тому же, из нашего кармана.

А происходит всё это потому, что тон в государственной национальной политике задают, увы, интересы паразитирующего на мигрантском труде бизнеса да присосавшихся к мигрантам, как пиявки, разнообразных чиновников. Должны же задавать – интересы государства и (прежде всего) его граждан. Т. е. нас с вами. Если нет, то никакая это не «межнациональная», а самая что ни на есть «антинациональная» политика.

Но вот президент сказал правильные слова. Быть может, хоть что-то теперь сдвинется в нужную сторону. Ведь в богоспасаемой стране нашей, пока президент (царь, генсек) своего мнения не скажет, ни один госчиновник ничего путного для страны не сделает – такими уж их воспитали…

Квоты в школах детям гастарбайтеров введут явочным порядком


Этническое многообразие российской школы власти решили признать социальной проблемой. Фото РИА Новости

На сайте Кремля пока нет поручений президента по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям от 30 марта. Тогда Владимир Путин предложил подумать о квотах в школьных классах для детей мигрантов, чтобы их было легче адаптировать. Как выяснила «НГ», это, похоже, не было экспромтом. С апреля действуют обновленные правила приема в школу, которые, по мнению экспертов, осложняют жизнь приезжим. Например, придется доказывать легальность миграционного статуса ребенка. Это уже уход от принципа «образование для всех», но в наиболее привлекательных для гастарбайтеров регионах школы и вправду начинают превращаться в мигрантские, коренные жители возмущаются и уводят своих детей. То есть происходит то, от чего Путин на заседании Совета и предостерегал. Властям логичнее было бы строить больше школ, но в предвыборный период приоритет у быстрых решений – не столько эффективных, сколько информационно привлекательных.

Путин поставил перед чиновниками задачу оптимизировать количественное присутствие детей мигрантов в школе. Его заявления на заседании Совета по межнациональным отношениям, как теперь становится ясно, только выглядели как некие раздумья, но скорее всего это было доведение информации об уже принятых решениях. Может быть, именно поэтому до сих пор не появляется список поручений президента по проблемам, которые обсуждались 30 марта, – в него просто нечего вносить.

По словам Путина, «в некоторых европейских странах, да и в Штатах, когда уровень детей мигрантов в школе достигает определенного процента, местные жители своих детей из этих школ забирают… Там образуются школы, которые фактически на 100% укомплектованы детьми мигрантов. В России ни в коем случае нельзя допустить развития событий подобного рода». Это был президентский комментарий к докладу главы Минпросвещения Сергея Кравцова, который назвал работу по адаптации детей приезжих одной из ключевых задач ведомства. Одним из направлений такой работы было названо проявление Россией своей «мягкой силы» в виде строительства новых русских школ в тех странах СНГ, откуда идут основные мигрантские потоки. Непонятно, правда, почему Минпросвещения не объявило приоритетом увеличение числа школьных мест хотя бы в наиболее популярных у гастарбайтеров регионах, ведь строить новые школы в необходимом количестве могут себе позволить только отдельные субъекты РФ.

Как оказалось, это ведомство просто изначально решило пойти другим путем – и правозащитники уже критикуют обновленные правила приема в российские школы. Немалая из них часть посвящена именно мигрантским детям, право на образование которых, считают эксперты, теперь ставится в зависимость от их миграционного статуса. Тем самым ставится под сомнение базовый принцип – право на получение знаний есть у каждого. Дело в том, что с апреля начал действовать уточненный порядок подачи заявлений в школы. Минпросвещения заверяло, что новации «облегчат процесс зачисления, сделают его максимально комфортным и помогут избавиться от очередей». Однако это все будет не для приезжих, которым четко дают понять, что право на образование ставится в зависимость от наличия регистрации. К примеру, вводится норма о проверке правовых оснований нахождения в РФ того или иного ребенка, что, вообще-то, по мнению экспертов «НГ», противоречит не только международному, но и отечественному законодательству. Более того, из документа можно сделать вывод, что сами администрации школ будут проверять регистрацию детей по базам МВД и решать, кто легально пребывает в России, а кто нет, то есть можно им здесь учиться или нельзя.

Сейчас в стране находится почти 800 тыс. детей мигрантов, из которых около 140 тыс. (17,5%) состоят в российской системе школьного образования. Некоторые регионы, на которые приходятся их самые большие доли, уже ломают голову над тем, как им предстоит проверять школы и отсеивать лишних иностранных детей. Но новации Минпросвещения оказываются кстати – квоты уже в этом году фактически можно будет вводить явочным порядком. «Новый порядок приема в школы – это не что иное, как бюрократический фильтр с целью оградить попадание в школы детей мигрантов», – подтвердил «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод. Этот документ, по его словам, идет вразрез со Стратегией государственной национальной политики, Концепцией миграционной политики, рекомендациями Федерального агентства по делам национальностей о социокультурной адаптации приезжих.

Единственный посыл подобных документов, заявил Брод, – это не пущать: «Трудовые мигранты пусть едут, принесут пользу – и страна выплюнет их как отработанный шлак. Это демонстрирует торжество бюрократического убожества, консерватизма и в большей степени удовлетворяет пещерные интересы шовинистов, нежели соответствует гуманистическим правовым нормам и реальным потребностям страны в рабочих руках». Если человек приезжает с семьей, заметил правозащитник, это говорит о его серьезном намерении укорениться на российской почве. А новый порядок поступления в школы только «развязывает руки для травли мигрантов и даже для проведения этнических чисток, а также для коррупционных схем». «Одним словом, это обескровливание страны, лишение ее новых работников, а значит, это урон экономике и удар по благосостоянию россиян. Удивительно, как этот порядок был принят, ведь он только порождает беспорядок», – подчеркнул Брод.

Крайне низкое качество правового творчества Минпросвещения отмечено и в исследовании аналитика комитета «Гражданское содействие» (признан в РФ НКО-иноагентом) Константина Троицкого. В новых правилах есть лишь одно позитивное изменение – предусмотрен преимущественный прием детей в те школы, где обучаются их братья или сестры. Но есть три явных ухудшения, которые «могут поставить крест на доступе к школьному образованию многих детей по всей стране». Скажем, в заявлении на прием в школу родители обязаны указывать адрес места их жительства и (или) пребывания. Вроде бы ничего особенного, да и слово «регистрация» прямо не звучит, но новая формулировка как раз и соотносится с миграционным законодательством.

Также школы должны будут проводить проверку достоверности указанных в заявлении сведений «и соответствия действительности поданных электронных документов». Стало быть, надо будет запрашивать информацию в правоохранительных структурах. Помимо прочего мигрантам придется доказывать и право ребенка на пребывание в РФ, то есть семьям предстоит добывать на этот счет некий документ. «В Минпросвещения требуют доказывать законность пребывания детей без российского гражданства в нашей стране. Хотя ни в компетенцию, ни в полномочия органов образования не входит осуществление миграционного контроля и определения миграционного статуса», – утверждает Троицкий. Кстати, пока нет и исчерпывающего списка документов, которые могли бы это право доказывать, а это означает, что «норма может привести к ряду абсурдных казусов, когда, например, родитель – российский гражданин – имеет ребенка, являющегося иностранным гражданином, а у того истек, например, срок визы».

Образование для иностранцев в России

В последнее время поток мигрантов в Россию продолжает нарастать, в связи с чем правительство РФ предусматривает доступность образования в том числе и для иностранных граждан. Мигранты вправе поступать в школы, училища, ВУЗы на тех же основаниях, что и российские граждане. Существуют также такие учебные заведения, которые себя позиционируют как заведение для обучения иностранцев (к примеру, РУДН). При этом для иностранных абитуриентов организованы курсы языковой подготовки, предоставляются квоты на обучение, а также выделяются гранты и стипендии. Особо навстречу в нашей стране идут гражданам СНГ в соответствии с подписанными международными соглашениями. Лучшие ученики на основании квоты вправе получать в России бесплатное образование.

Положение и права мигрантов в сфере школьного образования в России

 В статье автор рассматривает правовое положение мигрантов в сфере школьного образования и предлагает интеграционные механизмы.

Ключевые слова: миграция, мигранты, школы, школьное образование, права мигрантов.

Нормативно-правовое обеспечение в сфере миграционной политики в России включает в себя [48]:

− федеральное и региональное законодательство;

− подзаконные акты для конкретизации норм законодательства непрямого действия, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации;

− указы Президента Российской Федерации;

− международные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, регламентирующие взаимоотношения государств в отношении внешней миграции.

Внутреннее законодательство государства, реализуя миграционную политику, должно неукоснительно соблюдать нормы общепризнанного международного права. К ним Россия присоединилось официально, взяв на себя обязательства по их выполнению.

Как свидетельствует практика, если вопросы определения правового положения иностранных граждан находятся в компетенции государства, тогда интеграционные вопросы, вопросы адаптации и оказания мигрантам первой помощи решается во многом при самом активном участии неправительственных организаций. Государственная власть в рамках диалога власти и гражданского общества представлена институтами, которые уполномочены осуществлять управление в сфере национальной политики государства и миграционной политики, среди которых федеральные органы исполнительной власти, в частности, Федеральное агентство по делам национальностей, Министерство внутренних дед и другие ведомства и министерства.

В Москве дети мигрантов обычно учатся в непрестижных школах. Это зависит от материальных возможностей родителей. Другие причины — это уровень образованности и подготовленности детей на момент поступления в школу. Дети москвичей учатся в престижных гимназиях и лицеях. Поэтому ряд школ, где больше всего детей приезжих, теперь называют «школами мигрантов».

Есть и другие причины, которые становятся препятствием для получения детьми мигрантов полноценного образования в России. Это барьеры при сборе документов, необходимых в Москве для поступления ребенку в школу. Родители должны встать в электронную очередь на сайте Министерства образования РФ, предоставить и некоторые дополнительные документы, например, справку о постановке на миграционный учет. С этими проблемами сталкиваются и внутренние мигранты, россияне.

Отмечается, что правовая база РФ предоставляет прав на образование иностранным гражданам. В частности, законодательство в России предоставляет равные права для всех. «Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе» [6].

Другой аспект касается того, что Концепция государственной миграционной политики до 2025 года определила главные и приоритетные задачи деятельности органов государственной власти по адаптации и интеграции иностранных мигрантов в РФ. Ключевые элементы государственной миграционной политики выступают создание соответствующих условий «для реализации адаптации и интеграции мигрантов, реализация защиты прав мигрантов и их свобод, а также обеспечение их социальной защищенности» [48].

В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России» [4]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «принципы государственной политики заключаются в «обеспечении права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» [6].

В 2015 году в городе Москва запись в образовательные учреждения ведется через интернет, а именно через Портал государственных онлайн услуг города Москвы, стала единственным способом подачи заявления для поступления ребенка в школу. Форма заявления устроена так, что родители ребенка не могут подать его без указания адреса регистрации. Более того, в подразделе «Запись в 1-й класс» в пункте «Кто может обратиться за услугой» значится, что это «родители (законные представители), дети которых: зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории города Москвы», а также «зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории города Москвы».

Так, на данный момент и сегодня иностранный гражданин без регистрации не может устроить своего ребенка в школы города Москвы. «Это касается:

а) лиц, ищущих убежища,

б) людей, получивших статус беженца или временное убежище в России, но не имеющих возможность оформить себе регистрацию,

в) иностранных граждан, которые обжалуют отказ в предоставлении убежища,

г) а также всех недокументированных мигрантов» [6].

В некоторых случаях директора при устройстве ребенка в школы требуют у родителей годовую регистрацию, не соглашаясь принимать трехмесячную, которую делают иностранные граждане, въезжающие в Россию в безвизовом режиме. Так, родители детей, являющихся иностранными гражданами, записывая ребенка в школу, обязаны иметь документ, «подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации». Это правило не позволяет мигрантам на территории России устроить ребенка в школу. Также это касается иностранных граждан, ищущих убежище на территории России, но еще не получивших его или находящиеся на стадии обжалования отказа. Процесс обжалования нередко занимает ни один год. И тогда дети мигрантов не посещают школу.

Отдельную проблему представляет использование образовательных учреждений в целях выявления недокументированных мигрантов. Эта проблема особо остро стоит в Москве и Санкт-Петербурге, проявляется и в других регионах. Так, например, Комитет «Гражданское содействие» с 2014 года ведет работу с общиной беженцев из Сирии в городе Ногинск Московской области. Руководитель управления образования этого города Наталья Сергеевна Асоскова заняла предельно жесткую позицию по вопросу доступа иностранных детей в школы подведомственной ей территории. И такие пробелы пока еще полностью не устранены, процесс их решения затянулся. Тесное сотрудничество между органами образования и контролирующими миграцию ведомствами часто не скрывается.

Миграционные процессы отмечены новыми тенденциями. Теперь в Россию едут семьи. Новое явление семейной миграции побуждает к решению новых проблем на уровне законодательства. Например, это правовые условия пребывания приезжих семей в стране и их детей.

«Права детей неотъемлемый и безусловный атрибут, и положение временных пребывающих в стране детей иностранцев требует законодательного закрепления» [49].

Несмотря на, казалось бы, законодательные нормы относительно получения образования в РФ детьми мигрантов, можно сказать о том, что в области проблем при приёме в школу есть некие противоречия.

В частности, речь идет о том, что при наличии установки на всеобщее обучение всех детей имеют место частые случаи, когда родителям отказывают в приеме детей в школу, как правило, разрешается преимущественным для директоров школ профессиональным устремлением охватить обучением всех детей, проживающих в районе местонахождения школы.

Прежде всего, стоит отметить, что для того, чтобы вовремя выяснить, какие у детей проблемы, нужно исследовать систематически эту область. Проводя данный контроль, можно диагностировать проблемы по мере их поступления, а также свести до минимума негативные последствия [49].

Далее стоит отметить, что необходимо осуществлять контроль с целью получения информации относительно передвижения детей иностранцев по стране. Для этого нужно сформировать единую базу данных по этим детям. Это поможет обеспечить и реализовать их права для того, чтобы они могли получить достойное школьное образование.

В российских школах, как отмечается, присутствие детей мигрантов влияет позитивно на других детей и уровень учебной деятельности. Такая среда помогает укреплять отношения между представителями разных национальностей и устранять противоречия. Приехавшие граждане из других государств очень долго ждут получения гражданства, но бюрократическая система настолько сильна, что дети не ходят в школу и в детские сады.

Права и проблемы, касающиеся детей иностранцев, — это истечение 90-дневного срока временной регистрации. «Для детей законодательно не закреплена возможность продления срока пребывания. Права детей ущемлены. Противоречия в законодательстве лишают детей иностранцев, не имеющих легального статуса в Российской Федерации, прав на образование, здравоохранение и социальную поддержку» [49].

Закон гарантирует право на образование, «независимо от каких-либо условий, и объявляет школьное обучение обязательным. Однако, хотя отсутствие регистрации по месту жительства формально не является условием приема детей в школу, по факту это часто именно так» [50].

Законодательно мигранты, у которых нет разрешения на проживание, если отсутствует вид на жительство, должны покинуть страну в течение трех месяцев, именно по этой причине они просто вынуждены покидать страну и снова возвращаться, а это не может не сказываться на учебной деятельности их детей. Если ребенок не зарегистрированный, то у него статус нелегального, и брать на обучение ребенка спешат не все руководители школ, поскольку есть страх административной ответственности. Другим барьером для ребенка попасть в школу или в детский сад является отсутствие медицинской страховки, стоимость которой составляет более тридцати тысяч рублей, что для мигрантов в основном сложно осилить, поэтому многие не слишком активно стараются устроить ребенка в образовательное учреждение.

Школьное образование в стране обязательное, а дошкольное нет, поэтому родители ждут годами своей очереди в детский сад, но, как правило, в соответствии со статусом и происходит распределение мест, мигранты обслуживаются последними и не всегда получают место для ребенка. В нашей стране есть привилегированные семьи, и те, кто должен получать льготы, в общей сложности это различные категории.

«Каждый ребенок имеет право на образование, но если подходить со стороны закона, то установлено, что правами наделяются граждане, которые находятся на территории Российской Федерации легально. Получается, что права и ответственность за поступки взрослых перекладываются на детей. Такое положение не соответствует конвенции о правах ребенка, согласно которой государство обязуется обеспечить всем детям, не зависимо от их статуса или статуса их родителей, права на образование, здравоохранение и защиту от дискриминации. Международный договор, согласно Конституции Российской Федерации, имеет приоритет над федеральным законодательством» [50].

Нельзя ребенка лишать возможности учиться. Школа — это то место, где дети не только учатся, они получают воспитание и опыт, школа помогает адаптироваться и интегрироваться в обществе, это относится к детям мигрантов. И так как школа — это институт социального назначения, то ей больше всего доверяют мигранты.

Относительно числа детей мигрантов в стране нет абсолютно точных данных, это относится и к вопросу о количестве семей, у которых нет гражданства, и сколько детей остается без обучения. Эти дети растут в обстановке отсутствия внимания, нет общения с друзьями, круг общения ограничен. А государство не делает того, что необходимо для этих детей, они не включены в образовательную среду. Система образования имеет очень много недостатков, бюрократические препоны, ксенофобия — это еще не все факторы, которые влияют на то, что не всех детей записывают в школы.

Согласно статистике Росстата, в 2021 году в Россию из-за рубежа въехали 61,3 тыс. детей в возрасте до 15 лет, или 10,8 % прибывших.

«Чистый миграционный прирост детей составил 21,9 тыс. человек, или 17,5 % суммарного прироста, т. е. это дети из семей, остающихся на долгие сроки или навсегда» [51].

Кроме того, количество граждан, которые прибыли в Россию, это несовершеннолетние дети, по статусу они нелегалы, но и данные о том, сколько их, неполные. Точная информация не публикуется ни в каких источниках.

Не менее 10 % иностранцев, приезжающих в Россию на заработки, берут с собой детей. Если учесть, что на 1 августа 2021 года в стране находилось около 11 млн временных мигрантов, теоретически в России может быть около миллиона несовершеннолетних иностранцев [51].

Мигранты-семьи — это явление позитивное и говорит о том, что страна, куда приезжают иностранцы, экономически комфортная среда для них. Кроме того, дети мигрантов могут стать тем источником, который поможет повысить в стране рождаемость, а показатели высокой смертности могут быть снижены.

Данные о том, сколько детей мигрантов учатся в российских школах, обрывочны. По сведениям «Комсомольской правды», в 2018–2019 учебном году в московских школах учились около 60 тыс. детей мигрантов (или 6,1 % от общего числа школьников в столице). Схожие цифры озвучили и эксперты Высшей школы экономики, с уточнением, что цифра включает внутренних мигрантов [52].

Несколько лет назад газета «Московский комсомолец» опубликовала материал о том, что «в некоторых московских школах доля учеников-иностранцев доходит до 60 %. Кандидат на пост губернатора Петербурга Владимир Бортко заявил во время теледебатов в 2021 году: «В школе в спальном районе 70 % — дети мигрантов, которые по-русски не говорят, но их обязаны принять» [53].

Между тем в качестве причин парижских событий 2005 года назывались именно хроническая социальная изоляция и дискриминация меньшинств, и отсутствие у них возможностей для получения достойного образования и последующего успешного трудоустройства. То есть, судя по опыту Франции, у России больше шансов «Париж получить» в случае, если ситуация с адаптацией мигрантов и обеспечением получения ими образования не будет решена.

В 2014 году депутаты Госдумы предлагали обязать Федеральную миграционную службу собирать статистику о детях мигрантов, чтобы обеспечить их образование. Однако законопроект отклонили. Хотя средняя продолжительность рабочей недели мигрантов достигает 59 часов при норме 40 часов, как правило, их дети, за редким исключением, не ходят в детский сад, у 44 % мигрантов дети не ходят в детсад, у 14,9 % — не ходят в школу, говорится в результатах опроса Центра миграционных исследований, проведенного в Москве в 2017 году [54].

Многие дети в столице поступают в школу, но выясняется, что они не ходили в школу два и три года, у них очень плохое поведение, русский язык они не знают в должной степени, их знания отличаются от знаний московских детей, это обусловлено тем, что дети учились по разным программам.

Для того чтобы составить более полную и достоверную картину относительно проблем положения детей — мигрантов в российских школах, а также отношения к ним детей не мигрантов, был проведен опрос среди респондентов двух групп — детей мигрантов и не мигрантов.

Опрос проводился в школах г. Москвы и Московской области.

Средняя продолжительность проживания респондентов (детей из семей иммигрантов) в г. Москва составила 4,23 года, а на территории РФ — 5,27 года. При этом строку «в России» следует трактовать преимущественно как время проживания на территории РФ, но еще не в Москве. Соответственно, средняя продолжительность проживания на территории города Москва составляет 19,28 лет (при этом доля «родившихся здесь» растет, в настоящее время она составляет, как правило, около 1/4 от общего объема выборка, это молодые люди в возрасте от 18 лет и старше — опрашиваются обычно совершеннолетние респонденты).

«Отрицательность» моно-иноязычности также очевидна: затруднительность коммуникации, ограниченность освоения культуры титульной нации, адекватного вхождения в жизнедеятельностные процессы территории в полном объеме (прием на работу, продвижение по службе, смешанные браки и т. п.).

В этом смысле хорошо освоенное двуязычие потенциально обеспечивает некоторый инструментальный приоритет его обладателям перед «моноязычниками» — подобно тому, как в современном цивилизованном мире практически обязательным условием успешности является свободное владение минимум двумя языками или более (английский разговорный плюс национальный, плюс другие европейские, японский и т. д.). Если принять во внимание длительность проживания в г. Москва (и РФ), а также средний возраст опрошенных детей (11,34 года, в диапазоне от 6 до 17 лет), можно сказать, что сохранение национального языка является весьма устойчивым, прочным, полноценная адаптация — процесс небыстрый, требующий, возможно, смены поколений.

Проведенный нами опрос позволил нам вывить следующие проблемы в школе у детей — мигрантов:

− Недостаточное знание русского языка.

− Результаты в обучении невысокие, что вызвано слабой подготовкой детей.

− По некоторым отдельным предметам либо слабое знание материала, либо их отсутствие.

− Для того чтобы подтянуть детей — мигрантов, нужны дополнительные занятия.

− По причине плохого знания русского языка есть проблемы с родителями.

− Родители не участвуют в образовательном процессе.

− Дети мигрантов не знают местных обычаев и общепринятых норм поведения.

− Плохое поведение на уроках.

− Пропуски занятий.

− Конфликты с другими детьми в классе.

− Проблемы правового статуса.

Также в освоении русского языка должны помогать сами родители. Он должен стать вторым родным языком. Для этого матери и отцу необходимо на нем разговаривать и дома. Важно слушать русские песни, смотреть русские фильмы, передачи, читать русские газеты, журналы, книги. Так процесс обучения пойдет лучше. А у взрослых появится уникальная возможность и самим отточить свои знания.

Можно сказать, что данные проблемы ведут к недопониманию или полному непониманию между детьми в процессе коммуникации, соответственно, дети мигрантов испытывают на себе проявления дискриминации, одноклассники дразнят их за плохое знание русского языка, неумение общаться. Поэтому дети-инофоны должны при поступлении в школу проходить обязательное для всех тестирование. Так как языковые проблемы есть, то их можно успешно решить с помощью индивидуального подхода и бесплатных дополнительных занятий. Такие ребята должны находиться на контроле у администрации. В итоге получается, что адаптация школьников-инофонов по большей части ложится на плечи преподавателей, которые, безусловно, ближе к детям и стараются облегчить учебный процесс. Однако возникает другая проблема — большинство учителей не умеют преподавать родной язык как иностранный, ведь они получали стандартное филологическое образование, которое предусматривало преподавание русского языка как родного. Решить вопрос компетентности педагогов в работе с детьми-инофонами поможет их качественная переподготовка. Так, руководители учебных заведений должны отправлять учителей на курсы повышения квалификации, кроме того, существующие разработки недостаточно информативны. Необходимо изменить систему подготовки в вузах, где они получают педагогическое образование. Ведь даже если количество детей-инофонов сократится, совсем исчезнуть из школ они не могут.

Чтобы проблемы были сведены к минимуму, вполне разумно было бы для устранения недопонимания между детьми в общении, есть приемлемы способы.

А именно, оптимизация таких направлений политики адаптации и интеграции, как создание «Кодекса Добрососедства».

Иными словами, это поможет подготовить условия для детей к получению российского гражданства.

Во — вторых, нужно обратить внимание на формирование неконфликтного поведения и «мягкого растворения» в российской культурной среде детей-мигрантов. Использование опыта других стран поможет сделать более доступным образование, что повысит мотивацию к обучению. Это можно осуществить, если ввести процедуру получения гражданства упрощенно. Это относится к детям, прежде всего, если они прожили более трех лет в России и получили образование в российских школах.

Нельзя отрицать и того, что есть и среди педагогов ксенофобия. С этим явлением надо, безусловно, бороться, потому что недопустимо оскорбление по национальному признаку. Нужно усилить ответственность за ксенофобию, повысить значение общественного правосознания.

Так, можно создать регламент поведения педагогов в школе и в обществе, и его следует соблюдать. Такого рода регламенты, конечно, неофициальные, но они нужны, и в профессиональных кругах их должны все соблюдать. Такие регламенты нашли широкое распространение в ряде западных стран, например, в Финляндии, в среде журналистов.

И так, правовая база РФ предоставляет прав на образование иностранным гражданам, это равные права для всех. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России. Закон гарантирует право на образование, независимо от каких-либо условий, и объявляет школьное обучение обязательным. В соответствии с действующим законодательством непрерывно учиться в школе могут те дети-иностранцы, которые имеют вид на жительство или разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, а также дети высококвалифицированных специалистов.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека. Утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. 1989, № 1.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. // СЗ РФ. 1998г. № 20. Ст. 2143.;СЗ РФ, № 2, Ст.163.
  3. О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных: федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005.№ 52, ч. 1, ст. 5573.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  5. Федеральный закон от 31.12.2017 N 493-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 77
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020)«Об образовании в Российской Федерации»//«Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
  7. Указ Президента РФ от 14. 11. 2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (ред. от 04. 08. 2016)// «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4571
  8. Указ Президента РФ от 01.12.2003 N 1417 (ред. от 25.07.2006) «О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области миграционной политики»//«Собрание законодательства РФ», 08.12.2003, N 49, ст. 4755.
  9. Указ Президента РФ от 05.06.2012 N 776 (ред. от 01.01.2018) «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям»//«Собрание законодательства РФ», 11.06.2012, N 24, ст. 3135.
  10. Постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 53 «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 10. 08.2016)//Справочная система «Гарант»
  11. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 724 (ред. от 10.08.2016) «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем»// «Собрание законодательства РФ», 23.06.1997, N 25, ст. 2943
  12. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 713 (ред. от 10.08.2016) «О Порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малоимущим лицам из числа указанных граждан»//«Собрание законодательства РФ», 13.12.2004, N 50, ст. 5063
  13. Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1057 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Положения о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»//«Собрание законодательства РФ», 19.01.2009, N 3, ст. 382.
  14. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532 (ред. от 07.04.2018)«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»// «Собрание законодательства РФ», 09.01.2017, N 2 (Часть I), ст. 361
  15. Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1668 «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции»//«Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, N 1 (Часть II), ст. 395
  16. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1592 «О подготовке предложений по определению на очередной год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 683″// «Собрание законодательства РФ», 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 8166
  17. Распоряжение Правительства РФ от 21.11.2007 N 1661-р «О Концепции Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года»// «Собрание законодательства РФ», 26.11.2007, N 48 (ч. II), ст. 6029
  18. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»(по состоянию на 26.08.2016)//(подготовлен ФАДН России)
  19. Абрамов Р. А. Направления совершенствования организационно-правовой деятельности государственных и муниципальных органов власти в сфере профилактики экстремизма и ксенофобии в условиях формирующейся личности // Менеджмент в России и за рубежом, № 1. — М: Финпресс, 2015.
  20. Абрамов Р. А. Особенности управления в рамках ЕС // Успехи современного естествознания. — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. № 12–5.
  21. Авакьян С. А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 11. С. 40–47.
  22. Аврамова Е. М., Логинов Д. М. (2016) Новые тенденции в развитии школьного образования. По данным ежегодного мониторингового исследования Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 163–185. doi: 10.17323/1814–9545–2016–4–163–185.
  23. Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. (2012) Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 1. С. 176–199. doi: 10.17323/1814–9545–2012–1–176–199.
  24. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Казарцева Е. В. (2015) Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 2. С.173–195. doi: 10.17323/1814–9545–2015–2–173–195
  25. Биктимирова Качество жизни: теоретические подходы и методы измерения, Екатеринбург, 2015.
  26. Баразгова Е. С., Вандышев М. Н., Лихачева Л. С. Противоречия в формировании социокультурной идентичности детей трансграничных мигрантов // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2015. Т. 72. № 1. С. 229–240.
  27. Бочарова З. С. Правовое положение русских беженцев во Франции в 1920–1930-е годы // Россия и современный мир. 2021. № 2. С. 161–176.
  28. Вандышев М. Н. Территориальный принцип размещения трудовых мигрантов в большом городе // А. И. Татаркин, А. И. Кузьмин (ред.) Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. Т. 2. Демографический потенциал регионов России и СНГ: динамика роста и инерционность изменений. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН. 2021. С. 331–337.
  29. 32.Вандышев М. Н., Веселкова Н. В., Петрова Л. Е., Прямикова Л. Е. Взаимодействие детей мигрантов с принимающим сообществом в системе школьного и дошкольного образования: обзор результатов исследования // К. В. Кузьмин, Л. Е. Петрова (ред.) Взаимодействие мигрантов и принимающего сообщества в условиях крупного российского города: сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд во Уральского государственного педагогического университета. 2021.
  30. Варшавер Е., Рочева А., Иванова Н. Второе поколение мигрантов в России в возрасте 18–30 лет: характеристики структурной интеграции // Социальная политика и социология.2017. Т.16. № 5. С. 63–72.
  31. Воробьёва О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации/Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ, 2003. № 9 (202).
  32. Ворожцов Е. В. Молодежные волнения во Франции: проблемы иммиграции и образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 2. C. 23–29.
  33. Герасимова И. В. Адаптация и интеграция — важнейшие элементы государственной миграционной политики Российской Федерации // Вестник университета (ГУУ). 2021 № 6.
  34. Ефимов А. Г., Кацан В. Н. Влияние миграции населения на региональный рынок труда и особенности государственного регулирования миграционных потоков в современной России. — Курск: КГТУ — 2021.
  35. Ивахнюк И. В. Трудовые мигранты и политика интеграции // Служба занятости. — 2015. — № 3.
  36. Ивахнюк И. В. Управление трудовой миграцией: в поисках новых подходов // Международная Рунова Т. Г. Демография: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2013.
  37. Ивахнюк И. Миграционная политика: вклад в модернизацию России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2015. — № 2.
  38. Колосницына М.Г Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования// Колосницына М.Г, Суворова И. К. //Лекционные и методические материалы -Экономический журнал ВШЭ. — 2013. № 4.
  39. Лукьянова М. Н. Проблемы стратегического управления муниципальными образованиями / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. — М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013.
  40. Малышев Е. А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика: монография. М.: Юстицинформ, 2017.
  41. Остапенко Ю. М. Экономика труда, учебное пособие, 2-е издание, переработанное и дополненное, Москва, «ИНФРА-М», 2015.
  42. Парфенцева О. А., Иванова Н. П. Определение потребности российской экономики в рабочей силе с учетом перспектив социально-экономического развития территорий // Вестник БФУ им. И. Канта. — Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2011.- № 3.
  43. Сандугей А. Н. О принципиальных основах стратегического планирования в сфере миграции // Миграционное право. 2021. N 1. С. 8–14.
  44. Халевинская Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / Е. Д. Халевинская. — М.: Магистр: Инфра-М, 2013.
  45. Халбаева А. М. Политическое управление миграционными процессами в современной России: опыт, тенденции, риски: дис…. канд. полит. наук: 23.00.02. — М., 2015.
  46. Фельдман П. Я. Российская модель функционального представительства интересов: национальные политические традиции и современное состояние // Вестник Российской нации. 2014. № 4.
  47. Югов А. А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2021. N 9. С. 5–8.
  48. Институт миграции и межнациональных отношений. Официальный сайт Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.migimo.ru/razdel/55/
  49. Российская Академия Наук. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ras.ru/scientificactivity/2013-2020plan.aspx
  50. Профсоюз «Учитель» Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://pedagog-prof.org/
  51. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gks.ru/
  52. Комсомольская правда. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/daily/26926.4/3973119/
  53. Московский Комсомолец. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2015/12/14/chislo-detey-migrantov-v-stolichnykh-shkolakh-dokhodit-do-60.html
  54. Центр миграционных исследований. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.spbredcross.org/images/pr_grant/Sbornik-materialov.pdf

О том, что делать с наплывом детей мигрантов в российских школах

close

100%

Depositphotos

Все чаще родители, выбирая школу для ребенка, смотрят на национальный состав ее учеников — много ли там тех, кого политкорректно называют детьми мигрантов. Собственно, всегда смотрят, если речь о крупных городах. Притом что часто представители нашей титульной нации (80% населения России) по-обывательски под детьми мигрантов имеют в виду и граждан РФ из южных республик. Вот до чего мы докатились. Примерно до того же, до чего Франция с Британией и многие другие европейские страны. Глобализация, понимаешь, туды ее в качель.

В той же старой доброй Англии в среднем за последние пару десятилетий число детей в начальных классах школы, чей родной язык — не английский, удвоилось, достигнув почти 20%. Сегодня в ряде районов Лондона английский не родной уже для 40-60% школьников.

На днях проблема обсуждалась на заседании совета по межнациональным отношениям с участием Владимира Путина, во время которого президент как раз об этом и говорил: мол, на Западе в школах доля детей мигрантов иногда доходит до такого уровня, что местные жители забирают детей из таких школ.

А вот в России нельзя допускать, чтобы появились школы, укомплектованные только детьми мигрантов. «Количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде. Но не только к языковой — к культурной вообще, чтобы они могли погружаться в систему наших российских ценностей», – сказал Путин.

И с я ним полностью в данном вопросе согласен. Можно добавить еще: наконец-то и давно пора.

Но при этом я не завидую тем, кому придется выполнять соответствующие поручения президента и составлять руководства к действию. Потому как проблема сильно запущена. А что касается родителей, забирающих детей из школ из-за «не того» национального состава, то это явление у нас уже имеется в предостаточных масштабах.

Школ, полностью укомплектованными мигрантами, может, у нас еще и нет, однако если посмотреть на национальный состав первых классов в ряде школ, к примеру, юго-востока Москвы (наша Капотня по этому показателю Лондон догнала и даже уверенно обогнала), то там число тех, кого москвичи-аборигены считают «мигрантами», зашкаливает далеко за 60-70%, в иных классах доходя и до 90%. Сопутствующие проблемы всем родителям хорошо известны. Эти дети, поступая в школу, часто либо вообще не говорят по-русски, либо говорят плохо и по-русски плохо понимают.

Соответственно, учителям надо тратить больше времени на объяснение им материала, отчего остальные ученики отстают. Сильно отстают. Потом, правда, некоторые из этих «детей мигрантов», генетически заряженные на то, чтобы «закрепиться, остаться, добиться успеха», бывает, весьма преуспевают в точных науках, тогда как расслабленные «аборигены» тащатся от бесполезной в нынешней циничной жизни «гуманитарщины». Ровно как в американских школах, скажем, в математике преуспевают китайцы с индийцами. Впрочем, таких преуспевающих везде все же меньшинство от своего землячества. Тогда как большинство становятся участниками буллинга на национальной почве, разного рода конфликтов и проблем из-за неблагополучия в, как правило, бедных семьях, контакта с которыми у школьных учителей часто нет никакого от слова «совсем», и т.д.

Данную проблему педагогическое сообщество обсуждает уже не первый год, однако системного решения, годящегося для всей страны, так и не придумали. Как, к примеру, сделать так, чтобы доля «детей мигрантов» не превышала в той или иной школе, да и в каждом ее классе определенного уровня, мешающему их адаптации? Президент, кстати, во время совещания сказал, что у него нет готового ответа. Но его пока ни у кого нет.

Вводить систему квотирования? Распределять детей мигрантов по всем школам равномерно? А как быть с привязкой школы к месту регистрации? Возить детей мигрантов на спецавтобусах туда, куда они определены по нацквоте? Но как быть с тем, что у нас детей «славянской национальности» становится по доле в числе родившихся все меньше в силу низкой рождаемости у одних национальностей и высокой у других, а также вала миграции, в том числе нелегальной?

В прошлом году число родившихся в нашей стране снизилось за год почти на 50 тысяч, составив 1,44 млн. Это минимальный показатель с 2002 года. После 2014-го число рождений в России вообще снижается неуклонно, и никакой материнский капитал, увы, ситуацию не переломил. Люди не рожают «за деньги», демография — штука куда сложнее.

Число умерших в прошлом году превысило число рождений в полтора раза (2,13 млн, из них не менее 350 тысяч — так называемая «избыточная смертность», то есть превышение среднего уровня за пять лет, этих людей почти всех унес именно ковид). Рождаемость в России (в среднем 1,5 ребенка на одну женщину, 1,34 в Москве) ниже уровня простого воспроизводства населения (2,1 — 2,2 чел.). Значит, мигрантов со временем будет все больше. Или страна вымрет. Некому станет качать нефть и газ, рубить лес, сеять и жать, а также поддерживать инфраструктуру.

И если такими темпами пойдет, то еще неизвестно, для кого квоты придется вводить. А если число квот будет меньше, чем число «детей мигрантов», то как быть?

Не записывать их в школу вообще? Депортировать? Надо быть готовыми дать ответы на такие вопросы. Многие окажутся не вполне «политкорректными».

Начать с того, что наше Минпросвещения точно не знает (и никто не знает), сколько в стране «детей мигрантов». По оценкам самого министерства, в школах страны их учится около 140 тысяч. В Москве — от 60 тысяч. Однако на том же совещании с Путиным глава ведомства, признав, что многие такие дети вообще в школу не ходят (а часто их туда просто отказываются записывать, например, регистрации нет), точную цифру таких не учащихся все же не назвал. То есть российские власти даже не знают, сколько у нас детей мигрантов и сколько из них не учатся нигде! По некоторым оценкам, не менее 10% гастарбайтеров, приезжающих в нашу страну на заработки, берут с собой детей. Если учесть, что до начала пандемии (данные РАНХиГС), в России находилось около 11 млн временных мигрантов, с ними могли приехать около миллиона детей. Получается, что в школу ходит лишь каждый 8-10-й? Или Минпросвет просто не владеет адекватной статистикой на сей счет? Пару лет назад Центр миграционных исследований, проведя свой опрос, выяснил, что только в Москве в детский сад (было бы хорошим местом для той самой адаптации) не ходят почти половина детей мигрантов, в школу — около 15%.

Во Франции или Америке, скажем, в школу обязаны ходить (и их обязаны туда брать) в том числе дети нелегалов. Иначе просто заберут из семьи силой клятой у нас ювенальной юстиции. У нас — нет.

С другой стороны, я бы даже недругу своему не пожелал, чтобы его дети учились в таких «публичных» школах с «понаехавшими» детишками из бедных стран Африки, Азии и Латинской Америки. Потому как никого кроме дебилов-лузеров-навсегда-по-жизни, преступников и наркоманов там не воспитывают. Уровень образования там чудовищный.

В ряде европейских стран с высоким уровнем миграции (в среднем по ЕС число иммигрантов в первом поколении составляет 10%, но этот уровень выше в ряде стран — на Кипре 21%, в Австрии, Бельгии, Ирландии и Швеции — 16%) в школах организуют «приветственные классы», чтобы помочь чужакам-мигрантам адаптироваться. У нас такое — большая редкость, чаще всего это сугубо коммерческие инициативы, за которые должны платить и так небогатые родители-мигранты.

По идее, должны быть хотя бы обязательные — именно государственные — курсы русского языка, но и они скорее исключение из правил. То есть сначала ребенок должен пройти языковый курс, а уже потом его следует определять в российскую школу, причем в тот класс, который соответствует его уровню развития.

Но даже в Москве такими языковыми курсами охвачено лишь несколько сотен детей мигрантов из десятков тысяч. А помимо языковых, есть еще масса социокультурных проблем, которые не решить, скажем, простым запретом (или, напротив, пренебрежением этими деталями) носить девочкам, к примеру, хиджаб в школе, если речь не идет о тех регионах, где это просто предписано формально или неформально — да, носить.

А ведь та же Европа уже столкнулась еще с одним неприятным явлением: не интегрируются в тамошнее общество и даже не хотят интегрироваться не то что первое, но и последующие поколения мигрантов. Взять хотя бы Францию, где уровень иммиграции не выше среднеевропейского, однако шутка про переименование собора Парижской Богоматери в мечеть может скоро стать реальностью. (Учета по национальному принципу новорожденных нет, они все французы, если один из родителей француз. Хотя до трети новорожденных рождаются в семьях, где по крайней мере один из родителей — иммигрант не из Европы).

У нас же в стране, где, повторю, «аборигены славянской национальности» в бытовой практике часто путают настоящих мигрантов с приезжими из южных российских регионов, эта проблема не интеграции российских граждан в культуру «государствообразующей нации» становится все острее, но она даже не обсуждается по вполне понятным политическим причинам.

В некоторых регионах идут на образование отдельных классов для мигрантов. Однако если учитывать, что для полноценной адаптации, притом именно в русскоязычной культурной и бытовой среде, таким детям надо от года до трех-четырех лет, то такие классы эту адаптацию подчас лишь замедляют. А еще создают почву для своего рода «расовой сегрегации», как и всякое искусственное разделение по национальному признаку. С другой стороны, как быть, если мальчик/девочка просто не понимает, что говорит учитель, которому никто не будет доплачивать к тому же из госбюджета за упорные дополнительные занятия с такими отстающими (и занятий этих, как правило, и нет). Плюс к тому, дома их язык общения — отнюдь не русский. Сколько в свое время говорилось об обязательном экзамене по русскому для всех, кто въезжает даже на временные работы! Но то, что есть сейчас, это сплошная профанация.

А вообще, если в самые ближайшие годы не принять каких-то масштабных и довольно радикальных мер по адаптации, а если угодно — и ассимиляции все прибывающих в страну потоков мигрантов и их детей, то через пару-тройку десятилетий можно уже будет просто расслабиться. Поскольку в национальном, культурном, религиозном, да и политическом плане Россия просто перестанет быть тем, что она есть сейчас. Она, конечно, будет не первой и не последней такой страной в истории, главным творцом которой всегда были не столько даже технический прогресс, войны и революции, сколько демография и великие переселения народов.

Образование — право или обязанность?

«Проблема не в том, что дети приезжих не хотят учиться, а в том, что их не берут в школы», — считает педагог и правозащитница Светлана Алексеевна Ганнушкина. И это несмотря на то, что право на образование обеспечено Конституцией. По ее мнению, «фильтром» служит форма записи в школы — только электронная, через личный кабинет. В итоге некоторые дети рискуют остаться без школы и без общего образования в принципе, а без этого у них больше шансов влиться в криминальную среду.

«С другой стороны, если семья мигрантов не заинтересована в адаптации и интеграции детей в российскую среду и культуру и не стремится отдать их в школу, учить языку — нужно обязать их это делать. Конституция говорит не только о праве на образование, но и том, что оно обязательно», — напоминает Светлана Ганнушкина.

Подготовка к поступлению иностранца в ВУЗ России

Если иностранный гражданин задумался о поступлении в один из ВУЗов России, то прежде всего ему предстоит выбрать программу обучения и само учебное заведение. После этого алгоритм действий будет следующий:

  • В соответствии с требованиями ВУЗа необходимо выяснить свои возможности, то есть может ли иностранец претендовать на бюджетное место, заключен ли между его страной и РФ договор о сотрудничестве в сфере образования и т.д.
  • После этого нужно будет заняться сбором необходимых документов, часть из которых потребуется должным образом заверить;
  • Подать в вуз заявку;
  • Пройти конкурс;
  • Ожидать результатов о зачислении и в случае положительного решения осуществлять переезд в Россию.

Иностранным гражданам поступить в российский ВУЗ значительно сложнее, чем россиянам, поэтому в случае возникновения проблем иностранцы могут обратиться в приемную комиссию ВУЗа, либо к работникам посольств или консульств РФ в своей стране.

Дети мигрантов: квотировать или адаптировать

В России заговорили о проблеме обучения в школах детей, которые плохо говорят на русском. В правительстве опасаются, что российские школы, особенно в мегаполисах, могут столкнуться с той же проблемой, что и западные. В Европе и США есть школы, заполненные детьми мигрантов практически на 100%, заявил президент Владимир Путин. В результате местные жители вынуждены переводить своих детей из таких учреждений, а сами мигранты, оказавшись в большинстве, хуже встраиваются в языковую и культурную среду той страны, в которую приехали.

В России, по словам Путина, таких школ, в которых большинство учеников — мигранты, быть не должно. Их количество должно быть таким, которое позволит учителям не формально, а фактически адаптировать их к русскому языку, культуре и ценностям, считает президент.

2175 «Папа сказал, твои родители — понаехавшие»

В Минпросвещения на это заявление уже отреагировали. Как рассказал глава ведомства Сергей Кравцов, в министерстве уже готовят систему оценки образовательных потребностей детей мигрантов, которая должна заработать в начале следующего учебного года, правда, пока только в пилотном режиме. По словам Кравцова, система будет выявлять, насколько эти дети владеют русским языком, могут ли потянуть общеобразовательную программу, чтобы впоследствии выстроить для них подходящую образовательную траекторию и программы психолого-педагогического сопровождения. Также в ведомстве разработали курсы и методички по работе с детьми мигрантов для учителей и классных руководителей.

В парламенте взяли на карандаш вопрос об ограничении количества мигрантов в школах. Как заявил «Росбалту» первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, «если исследования покажут, что такая проблема действительно существует, и у нас реально есть школы, в которых детей мигрантов большинство, возможно и квотирование. Но при условии, что этим детям будет предложена альтернатива — и их смогут принять в одну из соседних школ».

В то же время депутат отметил, что не знает в России школ, которые в большинстве состояли бы из детей мигрантов. «Другое дело, что у нас довольно много школ, заполненных преимущественно детьми, для которых русский язык не является родным. Но большинство из них — граждане России», — отметил Смолин.

По словам депутата, для погружения в культуру, действительно, не очень хорошо, когда мигрантов в школе — большинство «Но если эти мигранты легальные, значит, дети должны получить право на образование. Что же касается количественного регулирования, то я думаю, что самый простой вариант — распределять детей приезжих между близлежащими школами так, чтобы не было перекосов», — подчеркнул депутат.

Кроме того, для тех, кто слабо владеет русским языком, нужно организовывать дополнительные занятия по его освоению, считает Смолин.

В профсоюзе «Учитель» тоже считают, что массовой проблемы с детьми мигрантов в нашей стране нет. «Она есть для крупных городов, но тоже до определенной степени», — полагает оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.

1069

Наследие Corona: дистанционка — наше будущее?

Главная трудность, с которой сталкиваются педагоги в работе с такими учениками, — низкий уровень владения русским языком. «Если в классе нерусскоязычных детей двое или трое, чаще всего это не проблема. Особенно когда мы говорим о начальной школе. Малыши быстро все усваивают. Проблемы возникают с детьми постарше, которые приезжают в Россию и языка не знают. Такие дети сразу в программу средней школы втянуться не могут. Низкий культурный уровень родителей, бедность не позволяют им помочь ребенку с домашними заданиями или нанять репетитора. Если бы у нас выделяли дополнительное финансирование на специальные адаптирующие занятия для детей, которые не владеют русским языком как родным, учителя бы это приветствовали. Однако сейчас такого практически нигде нет. Чаще всего учителям дополнительные занятия с такими детьми никак не оплачиваются. Выделять на это деньги может и сама школа, но чем беднее регион, тем сложнее это делать. В целом, это задача учителя — выучить любого ребенка. Но, конечно, они делают это по мере своих возможностей, поскольку наряду с детьми мигрантов сейчас могут быть дети с ограниченными возможностями здоровья, которым тоже нужен особый подход. Мы постоянно говорим о том, что у нас очень большие классы — иногда по 35 человек. В таких классах меньше возможности уделить кому-то индивидуально внимание», — заявила Мирясова.

Как рассказала «Росбалту» председатель комитета «Гражданское содействие» (признан иноагентом в РФ) Светлана Ганнушкина, в американских школах детям, которые приходят совсем без знания языка, преподают английский как иностранный. То есть: по всем предметам дети мигрантов учатся вместе с остальными, но урок английского у них проходит отдельно. В результате через полгода они осваиваются и могут переходить в группу изучения английского языка как родного.

«У нас тоже должны быть классы русского языка как иностранного», — считает Ганнушкина. Однако, по словам Смолина, такой вопрос в Госдуме даже не поднимался и в ближайшее время рассматривать его не планируют.

«Сейчас, к сожалению, самая большая проблема — чтобы детей мигрантов вообще взяли в школу. У нас есть 43-я статья Конституции, которая категорически требует, чтобы все дети учились (это не только их право, но и обязанность органов образования — это право обеспечить). Но в нарушение Конституции детям мигрантов в приеме в школу отказывают. Это нужно прекратить. А где и сколько их должно быть — вопрос второй. У нас процент мигрантов гораздо ниже, чем в других странах, которые, кстати, с этим прекрасно справляются. Возможно, нужно просто равномерно распределять их по школам», — считает Ганнушкина.

«Мне кажется, распространение нашей культуры есть лучшее распространение влияния России. Мы заинтересованы в том, чтобы эти дети учились и воспринимали наш язык и культуру, может быть, даже больше, чем эти самые дети, которые, в конце концов, могут уехать туда, где их примут более доброжелательно», — заключила она.

Анна Семенец

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]