Каждому гражданину рано или поздно приходится участвовать в общественных отношениях, где одной из сторон выступает государство или его представители (государственные органы). В этих, как и в любых других отношениях, обе стороны неминуемо должны обладать взаимными правами и обязанностями друг к другу. Комплекс этих прав и обязанностей определяет административно-правовой статус граждан РФ. Он в обязательном порядке должен быть отражен в отечественном законодательстве и является важнейшей частью общего правового статуса россиянина. Рассмотрим его подробнее.
Гражданство РФ: что это и как его получить
Для начала определим, что такое гражданство РФ. Им является устойчивая политико-правовая связь между самой РФ и ее гражданами, выраженная во взаимных правах, обязанностях и ответственности. В силу этой связи, со своей стороны государство обязуется контролировать реализацию прав и свобод индивида на своей территории, за что каждый обязуется соблюдать внутреннее российское законодательство и иные предписания. В свою очередь, гражданин РФ может претендовать на покровительство и защиту со стороны российского государства, где бы он в данный момент ни находился.
Существует несколько оснований, по которым лицо может стать гражданином:
- от россиян или на территории России;
- в результате постоянного проживания в РФ и ;
- в результате бывших граждан;
- в силу оптации или трансферта, связанных с изменением госграниц.
Объем прав и обязанностей россиян всегда одинаков независимо от способа приобретения гражданства.
Административно-правовой статус
Административно-правовой статус, как уже было сказано, является важнейшей частью общего право-юридического положения гражданина. Но в отличие от последнего, первый призван конкретизировать и систематизировать тот спектр прав и обязанностей, которыми наделены граждане в сфере исполнительной власти и публичного управления. Рассматривая его в данном контексте, нужно иметь в виду, что административно-правовой статус в первую очередь определяется нормами права, а это значит, что правовое положение индивида в обществе и его взаимоотношениях с государством зависит от совершенства законодательства в сфере публичного управления.
Таким образом, административно-правовой статус человека и гражданина РФ – это спектр прав и обязанностей физлица, а также гарантий их реализации и ответственности за неисполнение в области госуправления, закрепленных российским административным законодательством.
Однако из-за несовершенства законодательства мы можем констатировать, что полноценное регулирование административного статуса имеет место лишь в части административной ответственности граждан (в частности, в КоАПе).
Что же касается административной правоспособности, то ее правовое регулирование далеко от совершенства, так как его особенности, в частности, состоят в том, что законодатель нередко связывает права и обязанности граждан с их положением в обществе или неким особым статусом участника отношений в области управления (например, отдельно для кандидатов на госслужбу, для абитуриентов, для водителей транспортных средств и так далее). При этом само законодательство в этой области лишено единого центра (например, полноценного Административного кодекса) и является фрагментарно разделенным по отраслям и взаимоотношениям с отдельными органами, чья деятельность регулируется десятками, если не сотнями порождающих права и обязанности нормативно-правовых актов.
Из-за этого понятие и содержание административно-правового статуса часто рассматривается как совокупность фрагментов прав и обязанностей индивидов в отдельных их отношениях, например, с органами здравоохранения, образования, судебными органами и так далее. Кстати, на основе этого критерия можно выделить несколько видов статусов.
Виды статусов
Исходя из состава субъектов, на которых распространяются отдельные нормативно-правовые акты, порождающие права и обязанности в области административного управления, можно выделить следующие виды административно-правового статуса граждан:
- общий – положение, которое, в силу его закрепления в основополагающих нормативно-правовых актах (например, Конституции), распространяется на всех без исключения граждан;
- специальный – положение, распространяемое на отдельные категории граждан (например, военнослужащие, водители, работники здравоохранения, пенсионеры, инвалиды и так далее);
- индивидуальный – положение отдельного гражданина с учетом его индивидуальных особенностей, таких как возраст, дееспособность, семейное положение и так далее.
Административно-правовой статус гражданина РФ.
Административное право.
1. | Административно правовой статус граждан РФ. |
2. | Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства. |
3. | Административное право как наука: понятие, предмет, методология. |
4. | Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. |
5. | Административно-правовой статус органов исполнительной власти. |
6. | Административно-правовой статус предприятий и учреждений. |
7. | Виды административных наказаний. |
8. | Заявление, как один из видов обращения граждан, его понятие и содержание. |
9. | Квалификационные требования, предъявляемые к поступающим на государственную службу. |
10. | Классификация административно-правовых актов управления. |
11. | Классификация административно-правовых отношений. |
12. | Классификация органов исполнительной власти. |
13. | Кодекс РФ об административных правонарушениях: структура и юридическая новизна. |
14. | Круг лиц, в отношении которых может быть применено административное наказание. |
15. | Лишение специального права, как вид административного наказания. |
16. | Место науки административного права в системе юридических наук. |
17. | Назначение административного наказания при совершении нескольких административных правонарушений. |
18. | Обстоятельства, исключающие административную ответственность. |
19. | Общая и специальная правосубъектность граждан Российской Федерации. |
20. | Общественные объединения: права, обязанности, гарантии, ответственность. |
21. | Общие правила назначения административных наказаний. |
22. | Определение государственной должности. Категории государственных должностей. |
23. | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
24. | Органы местного самоуправления как субъекты административного права. |
25. | Ответственность государственных служащих. |
26. | Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности. |
27. | Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, основы их административно-процессуального статуса. |
28. | Понятие административного надзора. Органы осуществляющие административный надзор. |
29. | Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. |
30. | Понятие и основные черты административной ответственности. |
31. | Понятие и особенности административно-правовой нормы. |
32. | Понятие и принципы государственной службы. |
33. | Понятие и содержание административно-правовых режимов. |
34. | Понятие контроля в государственном управлении. |
35. | Понятие, основные признаки административно-правового акта управления. |
36. | Понятие, основные признаки исполнительной власти. |
37. | Понятие, предмет, метод и система административного права как отрасли права. |
38. | Понятие, признаки административного правонарушения. |
39. | Понятие, цели административного наказания. |
40. | Понятие, цели и виды дисциплинарных взысканий. |
41. | Порядок прохождения государственной службы. |
42. | Предупреждение как вид административного наказания. |
43. | Процедура принятия нормативных актов. |
44. | Различия между материальными и процессуальными административно-правовыми нормами. |
45. | Соотношение основных и дополнительных видов административных наказаний. |
46. | Состав административного правонарушения. |
47. | Сроки давности привлечения к административной ответственности. |
48. | Субъекты, обладающие специальным административно-правовым статусом. |
49. | Формы реализации административно-правовых норм. |
50. | Функции административного права как науки. |
51. | Характеристика структуры административно-правовой нормы. |
52. | Юридические основы построения взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами субъектов России. |
Административно-правовой статус гражданина РФ.
Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.
Структура административно-правового статуса:
– административная правоспособность – способность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера;
– административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;
– совокупность прав и обязанностей;
– ответственность;
– гарантии реализации прав и обязанностей. Виды административно-правового статуса в зависимости от статуса субъекта:
– административно-правовой статус личности;
– административно-правовой статус гражданина;
– административно-правовой статус иностранного гражданина;
– административно-правовой статус лица без гражданства.
Виды административно-правового статуса в зависимости от субъекта:
– общий административно-правовой статус – статус, принадлежащий любому лицу независимо от пола, возраста, образования и других признаков;
– особенный – статус, принадлежащий отдельным категориям граждан (например, государственным служащим, военнослужащим и т. д.);
– специальный – статус, принадлежащий лишь некоторым категориям граждан (например, опекунам, попечителям).
Категории граждан: обычные, с двойным гражданством.
Обычные граждане подразделяются: 1.лица имеющие гражданство РФ на день вступления в силу ФЗ «О гражданстве» от 2002. 2.лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с ФЗ «о гражданстве».
Принципы гражданств РФ: 1.гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 2.пребывание за пределами РФ не прекращает гражданство РФ. 3.гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его. 4.гражданин не может быть выслан за пределы выдан иностранному государству. 5.рф поощряет приобретение гражданства лицами, проживающими на территории РФ, если они не имеют гражданства. 6.заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданство РФ, не влечет за собой изменение их гражданство.
Приобретение гражданства: 1.по рождению, 2.в результате приема в гражданство РФ. 3.в результате восстановления в гражданстве. 4.по иным основаниям, предусмотренным законом.
Прекращение гражданства: 1.в случае выхода из гражданства РФ. 2.по иным основаниям, предусмотренным в законе.
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина и лица без гражданства.
Административное выдворение – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ либо контролируемый самостоятельный их выезд из РФ;
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Классификация административно-правовых актов управления.
Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.
Признаки: имеет юридическую форму; издается полномочным субъектом; носит юридически властный характер; служит юридическим фактом; может быть обжалован; обеспечен силой государственного принуждения.
Круг лиц, в отношении которых может быть применено административное наказание
Понятие административного надзора – она вычеркнула этот вопрос.
Юридические основы построения взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами субъектов РФ.
Административное право.
1. | Административно правовой статус граждан РФ. |
2. | Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства. |
3. | Административное право как наука: понятие, предмет, методология. |
4. | Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. |
5. | Административно-правовой статус органов исполнительной власти. |
6. | Административно-правовой статус предприятий и учреждений. |
7. | Виды административных наказаний. |
8. | Заявление, как один из видов обращения граждан, его понятие и содержание. |
9. | Квалификационные требования, предъявляемые к поступающим на государственную службу. |
10. | Классификация административно-правовых актов управления. |
11. | Классификация административно-правовых отношений. |
12. | Классификация органов исполнительной власти. |
13. | Кодекс РФ об административных правонарушениях: структура и юридическая новизна. |
14. | Круг лиц, в отношении которых может быть применено административное наказание. |
15. | Лишение специального права, как вид административного наказания. |
16. | Место науки административного права в системе юридических наук. |
17. | Назначение административного наказания при совершении нескольких административных правонарушений. |
18. | Обстоятельства, исключающие административную ответственность. |
19. | Общая и специальная правосубъектность граждан Российской Федерации. |
20. | Общественные объединения: права, обязанности, гарантии, ответственность. |
21. | Общие правила назначения административных наказаний. |
22. | Определение государственной должности. Категории государственных должностей. |
23. | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
24. | Органы местного самоуправления как субъекты административного права. |
25. | Ответственность государственных служащих. |
26. | Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности. |
27. | Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, основы их административно-процессуального статуса. |
28. | Понятие административного надзора. Органы осуществляющие административный надзор. |
29. | Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. |
30. | Понятие и основные черты административной ответственности. |
31. | Понятие и особенности административно-правовой нормы. |
32. | Понятие и принципы государственной службы. |
33. | Понятие и содержание административно-правовых режимов. |
34. | Понятие контроля в государственном управлении. |
35. | Понятие, основные признаки административно-правового акта управления. |
36. | Понятие, основные признаки исполнительной власти. |
37. | Понятие, предмет, метод и система административного права как отрасли права. |
38. | Понятие, признаки административного правонарушения. |
39. | Понятие, цели административного наказания. |
40. | Понятие, цели и виды дисциплинарных взысканий. |
41. | Порядок прохождения государственной службы. |
42. | Предупреждение как вид административного наказания. |
43. | Процедура принятия нормативных актов. |
44. | Различия между материальными и процессуальными административно-правовыми нормами. |
45. | Соотношение основных и дополнительных видов административных наказаний. |
46. | Состав административного правонарушения. |
47. | Сроки давности привлечения к административной ответственности. |
48. | Субъекты, обладающие специальным административно-правовым статусом. |
49. | Формы реализации административно-правовых норм. |
50. | Функции административного права как науки. |
51. | Характеристика структуры административно-правовой нормы. |
52. | Юридические основы построения взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами субъектов России. |
Административно-правовой статус гражданина РФ.
Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.
Структура административно-правового статуса:
– административная правоспособность – способность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера;
– административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;
– совокупность прав и обязанностей;
– ответственность;
– гарантии реализации прав и обязанностей. Виды административно-правового статуса в зависимости от статуса субъекта:
– административно-правовой статус личности;
– административно-правовой статус гражданина;
– административно-правовой статус иностранного гражданина;
– административно-правовой статус лица без гражданства.
Виды административно-правового статуса в зависимости от субъекта:
– общий административно-правовой статус – статус, принадлежащий любому лицу независимо от пола, возраста, образования и других признаков;
– особенный – статус, принадлежащий отдельным категориям граждан (например, государственным служащим, военнослужащим и т. д.);
– специальный – статус, принадлежащий лишь некоторым категориям граждан (например, опекунам, попечителям).
Категории граждан: обычные, с двойным гражданством.
Обычные граждане подразделяются: 1.лица имеющие гражданство РФ на день вступления в силу ФЗ «О гражданстве» от 2002. 2.лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с ФЗ «о гражданстве».
Принципы гражданств РФ: 1.гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 2.пребывание за пределами РФ не прекращает гражданство РФ. 3.гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его. 4.гражданин не может быть выслан за пределы выдан иностранному государству. 5.рф поощряет приобретение гражданства лицами, проживающими на территории РФ, если они не имеют гражданства. 6.заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданство РФ, не влечет за собой изменение их гражданство.
Приобретение гражданства: 1.по рождению, 2.в результате приема в гражданство РФ. 3.в результате восстановления в гражданстве. 4.по иным основаниям, предусмотренным законом.
Прекращение гражданства: 1.в случае выхода из гражданства РФ. 2.по иным основаниям, предусмотренным в законе.
Элементы и принципы административного статуса
Обратим внимание, что отечественная юридическая наука рассматривает административно-правовой статус не только в качестве совокупности прав и обязанностей: это лишь один из ее элементов.
Структуру статуса составляют и такие его неотъемлемые элементы:
- гражданство, фиксирующее устойчивую юридическую связь между субъектами административных правоотношений;
- правосубъектность, определяющая возможность индивидов приобретать административные права и обязанности;
- ответственность за нарушение возложенных административных обязанностей, регулируемая КоАП;
- правовые гарантии соблюдения прав и обязанностей граждан;
- принципы административно-правового статуса, на которых построены административное и иные отрасли законодательства, применяемого в административных правоотношениях.
Необходимо отметить, что в основе положения гражданина лежит последний указанный нами элемент, а по значению, вероятно, самый главный.
Принципы административно-правового статуса включают:
- Социальное равенство – закон один для всех, он не различает граждан по имущественному, национальному, этническому, конфессиональному или иному признаку. Из этого следует, что ни один их таких признаков не может быть причиной для ограничений в административных правах.
- Гуманизм – всем субъектам административных отношений Россия гарантирует соблюдение их прав и свобод, определенных международными нормативно-правовыми актами, начиная с Всеобщей конвенции прав человека.
- Демократизм – в качестве главного источника управления Россия признает народ: именно в его руках сосредоточена вся власть, которую он реализует через государственные органы.
- Законность – все участники административных правоотношений обязаны соблюдать российское законодательство.
- Презумпция невиновности. Никто не виновен в чем-либо до тех пор, пока судом не будет установлено обратное.
Не следует путать их с основами, на которых построено само гражданство. Рекомендуем ознакомиться детальнее с .
Конституционный статус и его особенности
В отличие от административного, конституционный статус человека и гражданина в России трактуется куда более широко, хотя и имеет с ним много общего. Единственным его нормативным источником, что очевидно, может быть лишь Конституция РФ, а она, как следует из ее содержания, признает человека и его права высшей ценностью, охрана которой – обязанность России (ст. 2 КРФ). Именно эта норма является стержнем, на котором построен конституционный статус и все взаимоотношения между государством и человеком. Главная идея, которая в них заложена, – «государство во имя человека», что принципиально отличает нынешнюю Россию от СССР.
Внесение в КРФ перечня личных прав и свобод ( ) фиксирует статус личности в Российской Федерации. Важно понимать, конституции Советского государства рассматривали личные права как второстепенные. Нынешняя же Конституция видит человека в первую очередь как отдельно взятую личность, обладающую собственным объемом незыблемых прав и свобод, которые, согласно ст. 18 КРФ, определяют смысл и применение законодательства, работу законодательной и исполнительной власти и так далее. Проще говоря, права и свободы человека являются основой всей деятельности государства.
Но личные права и свободы представляют лишь основу, кроме них конституционно правовой статус гражданина РФ включает в себя:
- политические, экономические, культурные, имущественные, трудовые и иные права;
- обязанности, возложенные на человека Конституцией;
- гражданство как основу возникновения конституционного статуса;
- принципы права;
- правосубъектность человека и гражданина и так далее.
Права и обязанности россиян
Права россиян, как уже стало понятно, в зависимости от их применения, могут быть поделены на несколько категорий:
- личные – право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность частной жизни и жилища и т. д. (статьи 20-29 КРФ).
- трудовые – право на труд, здоровые условия труда, зарплату и др. (ст. 37 КРФ);
- экономические – свобода бизнеса, право на частную собственность, наследство, защиту частной собственности и т.д. (статьи 34-36 КРФ).
- политические – право избирать и быть избранным, свобода политических объединений, общественной деятельности (статьи 30-33 КРФ).
Вместе с тем, на россиян возложен и ряд обязанностей:
- налоговая;
- воинская;
- соблюдение Конституции и законов РФ;
- уважение к правам и свободам других граждан;
- забота о детях и нетрудоспособных родителях;
- забота об историческом и культурном наследии;
- охрана природы и природных богатств и т.д.
Правовой статус граждан в России
Еще более широкое понятие – правовой статус гражданина Российской Федерации, под которым представляется всеобщая совокупность прав и обязанностей граждан РФ во всех сферах их жизни. По сути, общий правовой статус – это некое положение человека в обществе, обладающего гражданством данного государства, что и отличает граждан от всех других лиц, находящихся на его территории. Главное такое отличие – полнота и объем предоставленных прав, предпосылкой для чего, напомним, является гражданство.
Правовое положение граждан РФ на территории России регулируется в целом всем законодательством страны, которое в той или иной форме увеличивает объем прав гражданина по сравнению с иностранцами или апатридами. Оно включает в себя особенности административного, гражданского, семейного, уголовно-процессуального, трудового и всех других отраслей права без исключения.
Однако в первую очередь необходимо рассматривать Конституцию России, которой принадлежит ведущая роль, ведь именно она устанавливает основы правового статуса человека и гражданина. Особенность конституционного статуса еще и в том, что в подавляющем числе предусмотренных им прав и обязанностей они идентичны, как у иностранцев, так и у россиян, лишь за некоторыми исключениями.
Административно-правовой статус гражданина: понятие
В общем виде, в статусе гражданина конкретизируются те права и обязанности, которые реализуются им в повседневной жизни. Но, участвуя в управлении государством, требуются специальные права и обязанности с учетом отраслевой направленности.
Так как, гражданин вступает в отношения с государством, то оно диктует правила поведения и устанавливает ряд прав и обязанностей.
В составе административно-правового статуса гражданина закрепляется ряд обязательных элементов.
Правовое положение иностранцев и апатридов
Так, Конституция гарантирует иностранцам и апатридам соблюдение всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, установленных международным правом и внутренним законодательством РФ. То есть иностранцам и апатридам гарантируется национальный правовой режим, из которого законодатель предусмотрел некоторые изъятия, выраженные в правах и обязанностях исключительно для граждан. Речь идет об избирательных, трудовых, некоторых имущественных ограничениях, воинской обязанности и прочем, что допустимо исключительно для правового положения россиян.
В зависимости от длительности нахождения в РФ и отличается и объем прав иностранцев в РФ. Например, те иностранцы и апатриды, кто временно пребывает в РФ (до 90 дней), имеют ограниченный перечень прав и свобод по сравнению с иностранцами, обладающими . Те, в свою очередь, имеют меньше прав, чем обладатели , само наличие которого говорит о постоянном проживании в РФ.
Узнайте более подробно про .
Специальный административно-правовой статус граждан
Каждый гражданин, действуя на свое усмотрение, приобретает те или иные субъективные права и обязанности. В отдельных случаях, приобретая комплекс новых прав, на гражданина возлагаются соответственно и обязанности.
Специальный административно-правовой статус, гражданин приобретает добровольно или принудительно, в зависимости от конкретной ситуации.
К видам специального статуса в сфере государственного управления можно отнести следующее:
- Приобретение статуса индивидуального предпринимателя, позволяющего лицу участвовать самостоятельно в сфере малого и среднего бизнеса на свой страх и риск
- Получение права на управление транспортным средством
- Выдача специального разрешения (лицензии) на ведение деятельности, подлежащей лицензированию
- Поступление на государственную или муниципальную службу, в результате заключения служебного контракта с государством или муниципалитетом
- Статус подозреваемого или задержанного, которые гражданин может приобрести за совершение административного правонарушения
Административная ответственность
Возвращаясь к административному статусу гражданина, напомним, что одним из ее элементов является административная ответственность. Под ней следует понимать обязанность россиян испытывать негативные ограничения личного, финансового или иного характера в силу совершенного ими административного проступка.
Случаи, порядок, особенности привлечения к административной ответственности, а также санкции для субъектов административных правоотношений регулируются КоАП РФ. Для привлечения к ответственности, в силу действия кодекса, лицо должно обладать деликтоспособностью – установленной законом возможностью отвечать за совершенные проступки.
Среди главных условий деликтоспособности:
- достижение 16-летнего возраста (согласно );
- вменяемость – способность отдавать отчет собственным действиям.
Административно-правовой статус граждан
Административно-правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.
Основными чертами административной правоспособности являются: она регулируется нормами административного права; ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти; возникает с момента рождения (законодательство признает наличие правоспособности у ребенка, родившегося после смерти одного или обоих родителей); для разных лиц она не одинакова по объему.
Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста. Например, дети дошкольного возраста могут самостоятельно обращаться к врачу. С 16-летнего возраста наступает административная деликтоспособность и гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия (бездействие).
Административная правосубъектность делится на общую и специальную. Соответственно, следует различать общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает прежде всего общим статусом, который во многом равен для всех и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, жителя закрытого города, сотрудника милиции и т.д.).
Законодательство Российской Федерации определяет обстоятельства, при наличии которых административно-правовой статус гражданина может быть временно ограничен:
— чрезвычайные ситуации (техногенные аварии, природные катаклизмы, массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);
— если это несовместимо с их общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещение государственной службы с предпринимательской деятельностью и т.п.);
— если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);
— совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т.п.);
— принадлежность лица к иностранному государству (иностранное гражданство или подданство);
— болезнь, имеющая временный или постоянный (хронический) характер;
— наличие двойного гражданства (запрет на занятие должностей, предусматривающих возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; лишение активного избирательного права).
Гарантии административно-правового статуса
Правовые гарантии – последний элемент административно-правового статуса. Они представляют собой совокупность мер, средств и условий, направленных на защиту реализации прав и обязанностей, и привлечение к ответственности нарушителей в области публичного управления. При этом законодательство предусматривает как общие, так и более конкретные гарантии отдельных прав и свобод, основные из которых закреплены в Конституции (например, право на жизнь, право участвовать в выборах, право на медицинскую помощь и т.д.).
Теоретики делят правовые гарантии на несколько разновидностей, среди которых экономические, политические, социальные, идеологические и так далее. Все они в той или иной форме отражены в законодательстве.
Понятие административно-правового статуса
Определение 1
Административно-правовой статус гражданина – это юридически и законодательно закрепленное положение гражданина в обществе, совокупность его юридических обязанностей, субъективных прав, гарантий и ответственности, закрепленных административно-правовыми нормами.
Административно-правовой статус гражданина закреплен в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат
Конституция РФ подробнее , ФЗ «О гражданстве» По данной теме мы уже выполнили
реферат
Патентный закон подробнее и других федеральных законах и правовых актах, он является частью общего правового статуса.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Административно-правовой статус граждан РФ 470 руб.
- Реферат Административно-правовой статус граждан РФ 260 руб.
- Контрольная работа Административно-правовой статус граждан РФ 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Административно-правовой статус обуславливает основные права граждан:
- Право на личную неприкосновенность и свободу. Заключение под стражу, арест, содержание под стражей возможны только по судебному решению. Согласно ст. 22 Конституции нельзя подвергнуть лицо задержанию до судебного решения более чем на 48 часов.
- Право частной собственности. Нельзя лишить гражданина имущества без соответствующего решения суда (ст. 35).
- Право на неприкосновенность жилища. Никто не имеет право проникать в жилище против волеизъявления проживающих там граждан (за исключением решений суда и случаев, предусмотренных федеральным законом).
- Право на защиту собственного доброго имени и чести, неприкосновенность личной и семейной тайны, частной жизни. На основании судебного решения допускается ограничение права на тайну телефонных переговоров, переписки и других сообщений (ст. 23).
- Право на передвижение. Граждане, находящиеся на территории России, имеют право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Граждане РФ могут свободно выезжать в другие страны и беспрепятственно возвращаться назад.
- Право на участие в управлении государством, включая право быть избранным и избирать в органы местной власти, государственного управления, участвовать в референдуме. Все граждане обладают равным правом к государственной службе.
- Право на обращение в государственные органы, органы муниципального управления, направлять в них коллективные и индивидуальные обращения (ст. 33).
- Право на объединение (в частности, на создание профсоюзов) (ст. 30).
- Право на проведение митингов, собраний, шествий, демонстраций, пикетирования (ст. 31).
- Право на возмещение вреда, причиненного действием (бездействием) должностных лиц органов государственной власти (ст. 53).
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Эти права играют основополагающую роль в государственном управлении, определяют природу административно-правовых отношений между разными субъектами административного права.
Конституционные обязанности граждан:
- защищать Отечество;
- платить законодательно установленные сборы и налоги;
- сохранять окружающую среду и природу;
- с бережностью относиться к природным ресурсам и богатствам и т.д.