Административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы являются иностранными гражданами, а вынужденные переселенцы имеют российское гражданство, а в остальном их положение схоже – и те, и другие сменили место пребывания по причине какой-либо реальной угрозы, враждебного к ним отношения. Если им присваивается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, Правительство РФ позволяет пользоваться рядом привилегий и льгот. Из данной статьи вы узнаете, в чем разница между статусом беженца и вынужденного переселенца, какими правами обладают переселенцы, как долго статусы являются действительными, почему могут отказать в присвоении статуса, и по каким причинам статус переселенца можно утратить.

Административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Важно! Вынужденные переселенцы имеют законное право на оформление целевого займа на покупку жилого помещения или строительство индивидуального дома – ссуда предоставляется на долгосрочной основе и без взимания процентов.

Под административно-правовым положением понимается система прав и обязанностей, гарантий и свобод, которыми наделяет беженцев и вынужденных переселенцев Правительство РФ, причем переселенцы пользуются более широким перечнем прав благодаря наличию гражданства РФ.

Если гражданин подаст ходатайство о присвоении ему статуса переселенца, и оно будет зарегистрировано и принято к рассмотрению по существу экспертами ГУВМ МВД, согласно российскому законодательству человек получит следующие права, положенные ему в связи со статусом вынужденного переселенца:

  • право на бесплатное получение медицинской помощи и медикаментов в поликлиниках и социальных аптечных пунктах;
  • право на размещение в центре временного проживания, бесплатное пользование услугами жилищно-коммунального хозяйства, получение питания;
  • право на возмещение затрат на проезд от отделения ГУВМ МВД до центра временного размещения (если переселенец является малообеспеченным – в противном случае, власти только оказывают содействие в перевозке багажа и обеспечении возможности проезда);
  • право на единовременную материальную поддержку (не менее 100 рублей).

Переселенцы на протяжении 3 месяцев с даты подтверждения нового статуса имеют право на:

  • выбор места жительства (перечень будет предложен сотрудниками ГУВМ МВД);
  • получение гражданства РФ на льготных условиях.

Вопрос 16. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка…»

1) беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;…»

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации — предоставленная Российским государством беженцам и вынужденным переселенцам система прав, свобод, гарантий и возложенных в сфере государственного управления обязанностей, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев представляет собой достаточно сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и другие элементы: принципы, правоспособность, гражданство, гарантии и т.д.

Содержание административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев, с точки зрения его внутренней структуры, определяется тремя элементами: правами, обязанностями и ответственностью.

Правоспособность беженцев и вынужденных переселенцев имеет вполне естественные различия, которые обусловлены разным характером их правовой связи с государством пребывания. Они могут проявиться, например, в том, что административная правоспособность беженца возникает с момента вступления его в правовые отношения с Российским государством (т.е. государством, гражданином которого он не является). Это не относится к вынужденным переселенцам, которые, являясь гражданами РФ, наделены правоспособностью с момента своего рождения.

Административная дееспособность беженцев и вынужденных переселенцев есть признанная способность приобретения ими: а) прав и обязанностей административно-правового характера; б) возможности реализации ими прав и обязанностей административно-правового характера.

Административная дееспособность беженцев и вынужденных переселенцев может регламентироваться, помимо норм российского административного законодательства, международными договорами с участием РФ.

Объем административной дееспособности беженцев и вынужденных переселенцев определяется объемом их административной правоспособности. Причем административная дееспособность беженцев (являющихся в основном иностранными гражданами) прекращается в связи с их смертью или выездом за пределы России.

Административные права беженцев и вынужденных переселенцев можно охарактеризовать как закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в дозволенных границах, требовать от граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. Административные обязанности беженцев и вынужденных переселенцев — выраженные в нормах административного права притязания государства к поведению указанной категории лиц.

Под административной ответственностью беженцев и вынужденных переселенцев следует понимать их ответственность перед органами государственного управления, а в случаях, прямо предусмотренных законом, — перед судом за виновное нарушение общеобязательных административно-правовых норм. Она выражается в применении к нарушителям установленных административных наказаний.

Признаки административной ответственности беженцев и вынужденных переселенцев:

— наступает при совершении беженцем или вынужденным переселенцем правонарушения;

— устанавливается преимущественно нормами административного права;

— субъектами административной ответственности являются беженцы и вынужденные переселенцы;

— наступает во внесудебном порядке;

— порядок наложения наказания регламентируется административно-процессуальными нормами;

— не влечет последствия в виде судимости;

— играет существенную роль в профилактике преступлений со стороны беженцев и вынужденных переселенцев.

Правовой статус вынужденных переселенцев также имеет свою специфику. По общему правилу, вынужденный переселенец — это гражданин России. Однако им может быть в соответствии с действующим отечественным законодательством иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае их законного нахождения на территории нашего государства. Следовательно, особенности правового статуса вынужденных переселенцев определяются комплексом прав, предоставляемых им отечественным законодательством как гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, и прав, предоставляемых лицу отечественным законодательством исключительно как вынужденному переселенцу.

Гарантированность административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев — это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. Гарантии необходимы не только для реализации прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, но и для их обязанностей. Они могут подразделяться на общие и специальные. Общие гарантии выступают в качестве определенных экономических, идеологических, политических условий и предпосылок, реально обеспечивающих возможность реализации прав и обязанностей. Под специальными (юридическими) гарантиями следует понимать совокупность правовых норм, посредством которых регламентируется порядок реализации и защиты прав и обязанностей.

Права и обязанности лица, признанного беженцем

1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

17) выезд на место жительства в иностранное государство;

18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2006 N 121-ФЗ;

7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как уже было сказано, беженцы пользуются меньшим набором прав, нежели вынужденные переселенцы. Беженцам недоступны:

  • постановка в очередь на выделение муниципального жилья;
  • помощь властей в зачислении подростков в ВУЗы России;
  • стипендиальные выплаты при получении профессионального обучения или при переобучении;
  • безвозмездные субсидии на покупки квартиры или постройку дома.

Беженцы, чей статус был официально признан, получают следующие привилегии:

  • на социальную защиту и социальное обеспечение по льготам;
  • на открытие бизнеса без предварительного оформления специального на то разрешения;
  • на трудоустройство по найму;
  • участие в общественной деятельности.

Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Важно! Несмотря на то, что процедура присвоения статуса беженца и вынужденного переселенца мало чем отличается, срок действия статуса для обоих категорий лиц различен.

Статус вынужденного переселенца или беженца не присваивается пожизненно – он имеет ограниченный срок действия:

  1. Статус беженца является действительным на протяжении всего периода проживания человека на территории России, если тот не нарушает законов, и если не имеется причин для лишения его этого статуса. Беженец сдает национальное удостоверение личности, а удостоверение беженца становится его “паспортом” в России, пока он сам не решит покинуть территорию страны.
  2. Статус вынужденного переселенца действителен 5 лет. Однако, если у гражданина имеются веские основания для продления статуса, его можно продлевать каждый год.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовое положение этих двух категорий мигрантов отличны в условиях и сроках предоставления, перечне прав, получаемых мигрантом, а также причиной лишения статуса.

Беженцы — лица, покинувшие страну в результате преследования по тем или иным причинам и не желающие возвращаться на родину. Вынужденные переселенцы покидают один из регионов страны и перемещающиеся в другой из-за преследований или совершенного над ними насилия.


Удостоверение вынужденного переселенца

Нормативная база

Правовые статусы обеих категорий регулируются следующими законодательными актами:

  • Законом РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах»;
  • Законом РФ от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах».

Также защита прав политических беженцев гарантируется ст. 63 Конституции РФ, действующей на основе Женевской конвенции ООН. Вопросы, касающиеся предоставления социального жилья данным группам мигрантов, регулируются ст. 108 ЖК РФ.

Основания для признания

По причинам предоставления эти понятия максимально близки: и беженцами, и вынужденными переселенцами признаются лица, покинувшие свои дома из-за угрозы жизни и здоровью по причинам расовой, этнической, политической принадлежности либо по мотивам религиозной или социальной вражды.

Беженцами или вынужденными переселенцами не считаются люди, покинувшие свои жилища из-за:

  • Техногенных катастроф;
  • Стихийных бедствий;
  • Военных действий и т. д.

Отличия беженцев от переселенцев

Вам также могут понравиться

1

Заполнение бланка для участия в программе…

6 883

Правовые статусы двух категорий мигрантов различаются субъектами, в отношении которых они применяются:

  • Вынужденный переселенец — это всегда гражданин РФ, беженец — всегда обладает гражданством иного государства либо является лицом без гражданства;
  • Вынужденный переселенец покидает один субъект федерации и переселяется в другой, беженец прибывает на территорию РФ из-за границы.

Права и обязанности мигрантов

Несколько различаются и права лиц после обретения ими статуса. На вынужденных переселенцев распространяются все права и обязанности граждан РФ. Они вправе:

  • Участвовать в выборах и референдумах;
  • Работать в качестве государственных и муниципальных служащих;
  • Получать субсидии на покупку жилья и претендовать на улучшение жилищных условий.

Беженцы не обладают российским гражданством, поэтому не вправе участвовать в выборах и работать на госслужбе. Также они не могут:

  • Получать стипендии во время обучения;
  • Претендовать на получение жилья;
  • Рассчитывать на безвозмездные субсидии на покупку или строительство жилых объектов.

Сроки действия

Статус вынужденного переселенца выдается лицу на 5-летний срок. По его истечению статус продлевается ежегодно при условии, что гражданин не приобрел себе жилье.

Статус беженца предоставляется бессрочно. Раз в полтора года лица, обладающие этим статусом, должны проходить переучет в органе, его предоставившем. По итогам рассмотрения статус подтверждается или аннулируется по причине изменения существенных условий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]