9 причин, по которым каждому стоит уехать из России

Материальные? Вовсе нет. В этом смысле мы, жители мегаполисов, счастливее прочих (хотя, конечно, не в деньгах счастье). Зарплаты позволяют смотреть на мир более уверенными глазами, крепче стоять на ногах, радовать себя какими-то приятными мелочами.

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

Но не хлебом единым жив человек.

К сожалению, живя в России я не могу ни за какие деньги купить то, что мне хочется.

Именно об этом и надо поговорить.

Безопасность

Её нет. Милицию переименовали в полицию, военным пообещали большие зарплаты, всех силовиков переодевают в новехонькую с иголочки форму. Дало ли это эффект? Нет, если по-прежнему при виде полицейского хочется перейти на другую сторону улицы. Нет, если жены в день зарплаты инструктируют мужей, как не быть ограбленному полицией.

Нет, если водитель держит в паспорте несколько сотенных купюр на случай внезапной взятки инспектору. Нет, если человек в форме заходит в супермаркет и расстреливает людей.

Вы верите полиции? Я нет. Причем мы давно уже отошли от стадии «полиция ничего не делает, поэтому от неё нет толку» и взошли на новую ступень «полиция много чего делает, поэтому её стоит опасаться».

Привлекательность Турции

Статистика эмиграции из России в 2021 году свидетельствует о росте привлекательности Турции. Простая процедура получения вида на жительство делает страну доступной для разных категорий граждан:

  • лицам, имеющим в Турции недвижимость;
  • предпринимателям, желающим начать свое дело;
  • ученым, занимающимся научно-исследовательской работой в стране;
  • студентам, включенным в программу взаимного обмена;
  • лицам, прибывшим на лечение или по туристической путевке.

Статистика эмиграции в Турцию не отслеживается официальными ведомствами. Однако по неофициальным данным в стране проживает около 500 тыс. россиян. Часть эмигрантов обосновалась в Анталии. Турция привлекательна экономической стабильностью и наличием социальных гарантий.

Здоровье

У меня есть медицинская страховка и есть деньги на то, что в эту самую страховку не входит, например, на стоматологию. Однако для того, чтобы пойти к врачу, мне необходимо долго консультироваться с друзьями и знакомыми, дабы не попасть к неспециалисту.

Я до сих пор с ужасом вспоминаю одну московскую клинику, где работают «врачи», не имеющие права на медицинскую деятельность. И клинику никто и не думает закрывать!

Стоматолог как-то раз нашел у меня кариес в имплантанте.

На фоне всего этого просто фантастические лекарства и рецепты. Педиатр, выписывающий всем детям поголовно гомеопатические снадобья. Министерство здравоохранения, продвигающее лекарственные средства, эффективность которых не подтверждена никакими исследованиями. Наконец, многочисленные многопрофильные клиники, которые разрастаются по всей стране как грибы после дождя.

Найти хорошего специалиста — дело не просто сложное, порой практически недостижимое. Не говоря уже о всех тех тонкостях, которые хитро прописаны в страховом полисе. Это входит в страховку, а вот это платно. Почему-то платно у нас больше половины возможных услуг.

Найти работу за границей без знания языка — нереально

Наиболее распространённое заблуждение, которое и останавливает на пути к иммиграции — где и как работать. Всё на самом деле куда проще. В мире полно стран, в которых можно работать, жить и притом знать язык на минимальном уровне. Например, в Канаде, Германии знание русского языка будет плюсом. А всё потому, что часто семьи-иммигранты из стран СНГ намеренно ищут именно русскоговорящих помощников по хозяйству, сиделок или нянек.

Нужно просто с чего-то начать, со временем подтянется язык и найдутся другие предложения. Появятся новые знакомства и перспективы.

Непрофессионализм

Напрямую следует из предыдущего пункта. Мы вступили в эру непрофессионализма во всех областях, начиная от медицины и заканчивая прачечными. Люди разучились писать деловые письма. Просьба прочитать текст с экрана вызывает панику.

Следующий пример поймут не только айтишники, но и просто люди, знающие английский язык. Системный администратор одного из московских аэропортов (с красным дипломом одного из известнейших московских технических вузов) доказывал моему другу, тоже админу, что есть разница между статической маршрутизацией и статическим роутингом.

В следующий раз, когда будете ругаться на задержку рейса в аэропорту, вспомните, какие специалисты там работают.

А это только один пример, в одной из областей.

Низкое качество всей продукции

Именно всей, я не ошиблась, начиная от йогурта и заканчивая автомобилями. Про российский автопром можно много чего говорить, но ограничимся тем, что уже сказано. В общем, не самый хороший у нас автопром. А если говорить о продуктах питания, об одежде, то тут просто песня.

Я живу в Петербурге, Финляндия рядом, в последнее время очень популярны стали однодневные туры по финским магазинам.

Сначала не понимала, в чем соль, потом стало ясно. Имеем два одинаковых шампуня, одна и та же марка. Один сделан в России, второй в Финляндии. День и ночь. В первом случае — жиденькая водичка. Во втором — действительно шампунь, от которого волосы становятся «шелковистыми и блестящими».

Мясо, рыба, молоко, никакого сравнения. Почему так? Я не знаю. Я не понимаю, почему крошечная Финляндия снабжает нашу страну молочными продуктами. Я не понимаю, почему крошечный Израиль снабжает огромную Россию редиской и клубникой.

Цены тоже поразительные. Один и тот же товар у нас и в Финляндии стоит по-разному. Или взять футболки. Хорошие американские футболки маунтин. В США — 16-20 долларов. В российском интернет-магазине 50-60. В реальном магазине 100. Это как понимать? И во всём так.

Эмиграция из России по данным зарубежной статистики

Над темой работал Михаил Денисенко

Сюжет данной статьи неоднократно обсуждался автором с коллегами из Отдела народонаселения ООН в рамках работы над темой «Международная миграция в странах с переходной экономикой». См. United Nations, Population Division, International migration from countries with economies in transition 1980-2000. Diskette Documentation. ESA/P/WP.166. 8=may 2001.

  • Эмиграция россиян в дальнее зарубежье по российским данным
  • Эмиграция россиян в дальнее зарубежье по данным принимающих стран
  • Германия — главная страна выезда
  • Особая роль России для Израиля
  • В Канаде российская иммиграция пока незначительна
  • Пик эмиграции в США пройден- столетие назад
  • Иммиграция из России в Финляндию
Илья Репин
Не ждали

Эмиграция россиян в дальнее зарубежье по российским данным

При изучении истории российской международной миграции исследователи часто опираются на зарубежные статистические источники. Так, на их основе были выполнены оценки объемов эмиграционного потока из Российской империи в Северную Америку, белой эмиграции в период гражданской войны и революции, эмиграции советских граждан на Запад после Второй мировой войны. Зарубежные источники иногда оказываются не менее, а порой даже более значимыми по сравнению с национальными. Видимо, не следует пренебрегать ими и при изучении нынешней эмиграции россиян. Официальные статистические данные тех государств, куда въезжают эмигранты из России, несомненно, могут пополнить наши знания о далеко не всегда прозрачном, нелегко поддающемся учету процессе эмиграции.

С конца 1980-х годов, после открытия государственных границ СССР, миграционные связи бывших союзных республик с другими государствами заметно расширились. В частности, число эмигрантов из России в 1990 году более чем в 36 раз превысило число эмигрантов за 1986 год. В последующие годы эмиграционный поток из страны стабилизировался на уровне 100¦ 15 тысяч человек (см. рис. 1 и табл. 1). Всего за 1989-1999 годы, по российским данным, из страны в дальнее зарубежье выехало на постоянное место жительства 1046 тысяч человек.

Рисунок 1. Эмиграция из России в 1980-1999 годах
(по данным МВД)

Таблица 1. Эмиграция из Российской Федерации в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию
(по данным МВД России, человек)

Страны1990199119921993199419951996199719981999
Всего10369488347103117113913105369110313966658482383674108263
В том числе
Германия33754337056269772991695387956964420521404918652832
Израиль61023387442197520404169511519814298144331688036317
Канада1791642926618747541 0031 30014401837
США2322110171320014890137661065912304124661075311078
Финляндия4505834515365866037287557981068

Источник: Демографический ежегодник России 1999 год. М., 2000.

В «Демографическом ежегоднике России» и других официальных изданиях сведения о миграции между Российской Федерацией и странами вне СНГ и Балтии приводятся по данным МВД России. Число эмигрантов, или выбывших за пределы России, определяется как число лиц (включая постоянно проживающих на территории России иностранцев и лиц без гражданства), получивших разрешение на выезд из страны для постоянного проживания за рубежом. В опубликованных материалах за 1987-1999 годы из числа получивших разрешение на выезд исключаются те, кто впоследствии отказался от выезда.

Следует также учитывать, что российское определение международной миграции охватывает только ту часть долговременных международных перемещений, которая связана с переменой постоянного места жительства. Проще говоря, в число эмигрантов или иммигрантов попадают те, кто заявляет, что навсегда уезжает из России или приезжает в Россию. Российский гражданин, который выезжает по контракту работать или учиться в страны дальнего зарубежья сроком более 1 года, как правило, в число эмигрантов, зафиксированных российской статистикой, не попадает.

Помимо данных МВД существуют также оценки эмиграции, выполненные Госкомстатом Российской Федерации. Они основаны на данных о снятии эмигрантов с учета по месту жительства. Оценки величины эмиграционного оттока Госкомстата оказываются меньше оценок МВД (в отдельные годы — почти на 25%).

Эмиграция россиян в дальнее зарубежье по данным принимающих стран

Согласно российским данным, в конце 1990-х годов почти 97% эмиграционного оттока из России направлялось в 5 стран: Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию. Привлекая данные текущего учета международной миграции этих стран, сравнивая их с российскими данными, можно попытаться скорректировать оценку числа тех эмигрантов из Российской Федерации, которые отправились за рубеж на постоянное место жительства (ПМЖ) или, как минимум, на длительный срок.

Ясно, что эмигранты из России в других странах рассматриваются как иммигранты. В Германии, Канаде, США и Финляндии регистрация иммигрантов именно из Российской Федерации началась сразу после распада СССР — в 1992 году. В израильских статистических публикациях распределение иммигрантов из СССР по бывшим союзным республикам начинается с 1990 года.

В иммиграционной статистике Германии, Израиля, Канады, США, Финляндии и других стран Запада выделяется группа иммигрантов из бывшего СССР, которые в качестве своего последнего места жительства или места рождения указывают СССР, а не какую-нибудь бывшую союзную республику. Доля таких нераспределенных мигрантов была особенно значимой в первой половине 1990-х годов, а затем, по мере улучшения качества учета и изменения состава мигрантов, постепенно уменьшалась. Так, в канадских данных за 1992 год доля не распределенных по союзным республикам иммигрантов составляла 82% от общего числа иммигрантов из СССР, а в 1998 году — всего 12%. Это обстоятельство побуждает при сравнительном анализе статистических данных использовать не только явные оценки российской иммиграции из национальных статистических публикаций, но и скорректированные оценки с учетом нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР (). Как явные, так и скорректированные зарубежные оценки числа иммигрантов из России в соответствующие страны приведены в табл. 2.

Таблица 2. Иммигранты из Российской Федерации
(по данным статистики Германии, Израиля, Канады, США и Финляндии, человек)

Страны199019911992199319941995199619971998
Германия8450985451103408107377833786717858633
104616106430115930117253908077418565241
Израиль4552247276247862308224612157071648815290
4635147419269112524424858163201672715461
Канада15183212421724246237294295
875134315321983263442584913
США8857120791524914560196681663211529
9889137721707216562207941765614392
Финляндия2572173516811844200123862469
2670174716971857200723962469

Примечание: Для каждой страны: верхняя строка — оценка по опубликованным национальным данным; нижняя строка — оценка, полученная с учетом нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР.

В таблице 3 представлено сопоставление российских оценок эмиграции на постоянное место жительства в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию с оценками иммиграционных потоков в эти государства из России, выполненными статистическими службами этих государств. Это сопоставление позволяет предположить, что эмиграционный отток из России был выше зарегистрированного в России как минимум в 1,2 раза. Наиболее сильно российские данные расходятся с канадскими и финскими.

Таблица 3. Отношение зарубежных оценок числа иммигрантов из России к российским оценкам числа эмигрантов в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию

Страны199019911992199319941995199619971998
Германия==1,351,171,491,351,291,291,19
==1,671,461,671,471,411,421,33
Израиль0,751,221,131,131,451,031,151,06=
0,761,221,221,241,471,071,171,07=
Канада==0,521,261,422,292,452,872,98
==3,002,031,752,632,633,283,41
США==0,670,811,111,371,601,331,07
==0,750,921,241,551,691,421,34
Финляндия==5,703,242,873,062,753,163,09
==5,923,262,903,082,763,173,09

Примечание: числа в ячейках таблицы представляют собой соответствующие отношения значений в ячейках таблицы 2 к значениям в ячейках таблицы 1.

Конечно, нельзя считать безупречными и зарубежные оценки. Но однотипный характер отклонений этих оценок от российских во всех странах — их оценки всегда выше, чем российские, — довольно надежно свидетельствует о том, что эмиграционный отток в России недооценивается.

Причины такого недоучета требуют детального изучения. Без этого в стране нельзя наладить систему надежной регистрации иммиграции и эмиграции. Главная из этих причин, на наш взгляд, кроется в том, что сегодня значимость такого источника данных, как учет разрешений на выезд, уменьшилась. Человек, собравшийся уехать в другую страну на несколько лет или даже на постоянное место жительства, может вполне обойтись и без такого разрешения. Многим оно просто не нужно: это позволяет сохранить в России жилье, часто — место работы или учебы и в конечном итоге обезопасить себя от возможных рисков, связанных с иммиграцией.

Германия — главная страна выезда

()

Тема иммиграции является для Германии одной из самых животрепещущих, поскольку, согласно немецкой статистике, на 1 января 1998 в стране находилось 7,3 миллиона иностранцев. Почти каждый 11-й житель Германии — иностранец. Правительство Германии проводит активную миграционную политику и одновременно разрабатывает эффективные программы, направленные на экономическую и культурную адаптацию иммигрантов и особенно их детей.

Определения международных мигрантов в Германии отличаются от тех, которые рекомендует ООН. Иностранные граждане считаются иммигрантами, если они получили разрешение на жительство и собираются остаться в Германии по крайней мере на 3 месяца и более. Другую категорию иммигрантов представляют граждане Германии и лица немецкого происхождения (Aussiedler), которые возвращаются на свою историческую родину и практически автоматически становятся гражданами Германии. Следует отметить, что разработка данных по большинству социально-демографических характеристик иммигрантов ведется только по Aussiedler. К эмигрантам относятся все выбывшие из Германии независимо от их гражданства сроком на 3 месяца и более.

Таким образом, сравнивать немецкие и российские данные можно, основываясь на некоторых существенных допущениях. Немецкая статистика включает в свои оценки иммиграционных потоков как краткосрочные, так и долгосрочные перемещения. Из-за этого, в частности, различия между российскими и немецкими данными достигают существенных величин (табл. 3). При этом иммиграцию лиц немецкого происхождения в Германии рассматривают как долгосрочную миграцию. Если с этой точкой зрения согласиться, то в этом пункте российские данные становятся сопоставимыми с немецкими оценками. Можно также предположить, что сальдо миграции отражает величину долговременной миграции в Германию, поскольку те, кто приехал на короткий срок — менее одного года, — должны были вернуться в Россию.

Иммиграция из Российской Федерации и бывшего СССР играет значительную роль в жизни современной Германии. Согласно немецким данным, в Германию за 1990-1998 годы из бывших союзных республик прибыло более 2,2 миллиона человек, что составило 21,5% от всего числа прибывших в страну за указанный период. Более 1,5 миллиона иммигрантов составили лица немецкого происхождения, 675 тысяч — иностранцы. Иммигранты из бывшего СССР прибывают в основном из Казахстана и Российской Федерации. На них приходится 42,6% и 36,6% соответственно от всех прибывших в Германию из бывших союзных республик, 53,4% и 36,9% прибывших Aussiedler, 21,7% и 36,1% иммигрантов-иностранцев.

Непосредственно из России в Германию за период с 1992 по 1998 год прибыло от 590 тысяч (по опубликованным оценкам) до 674 тысяч человек (с учетом «иммигрантов из бывшего СССР»). Из них лица немецкого происхождения составляли от 392 до 458 тысяч, иностранцы (в первую очередь российские граждане) — от 198 до 218 тысяч человек. Максимальный приток иммигрантов из России — более 100 тысяч человек — наблюдался в 1994 и 1995 годах (табл. 2 и рис. 2).

Рисунок 2. Иммиграция в Германию из России в 1992-1998 годах

Примечание: оценка — скорректированные немецкие данные с учетом «мигрантов из бывшего СССР».

Согласно российским данным, за 1992-1998 годы в Германию эмигрировало 450,5 тыс. человек. Пик эмиграционного оттока пришелся на 1995 год. В этот год иммиграционный приток в Германию лиц немецкого происхождения достиг максимальной величины, как по российским, так и по немецким данным. Согласно российским данным, с 1993 по 1998 год из страны выбыло 243 тысячи немцев, что составило примерно половину всего эмиграционного оттока в Германию. По немецким данным, эта величина составляла как минимум 331,8 тысячи человек, или 65% от общей численности иммигрантов.

По немецким источникам, обратный эмиграционный отток в Россию составлял в указанный период от 90 до 98 тысяч человек, причем из них порядка 16-18 тысяч составляли немцы. Следовательно, сальдо миграционного обмена между Германией и Россией, вероятно, находилось в интервале 500-570 тысяч человек в пользу Германии. Эту величину примем за оценку долговременной иммиграции из России в Германию. При такой гипотезе число долгосрочных иммигрантов по немецким оценкам в 1,1-1,25 раза превышало число эмигрантов из России в Германию по российским данным. Сравнение же всех иммигрантов из России, зафиксированных немецкой статистикой, с российскими оценками по эмиграции в Германию обнаруживает большее расхождение между данными (табл. 3).

Особая роль России для Израиля

()

В Израиле иммиграция рассматривается не просто как жизненно важный с точки зрения экономического и демографического развития процесс, но и как один из ключевых элементов государственной идеологии. Поэтому не приходится удивляться тому, что иммиграционный поток в страну подлежит тщательному статистическому наблюдению. С целью содействия ускоренной и безболезненной адаптации иммигрантов в Израиле создано Министерство абсорбции иммигрантов. Контроль над иммиграционными процессами опирается на разработанную законодательную базу, основу которой составляют Закон о возвращении или Закон о въезде в страну.

Определение международного мигранта в национальной статистике Израиля отличается от того, которое рекомендует ООН. Граждане других государств, приезжающие или уезжающие из Израиля, при пересечении границы заполняют специальные формы в соответствии с выданным им типом визы: иммиграционная, туристическая, на временное проживание и др. Сведения о лицах с иммиграционной визой затем передаются в регистр населения. Согласно определению, иммигрантом в Израиле считается гражданин другого государства, который въезжает в Израиль с целью постоянного проживания в соответствии с положениями Закона о возвращении или Закона о въезде в страну. Кроме того, в статистике международной миграции Израиля выделяется такая специфическая категория, как «потенциальные иммигранты». Согласно циркуляру Министерства внутренних дел, с 1991 года к этой категории относятся лица, которые прибыли в страну по иммиграционной визе или сертификату в соответствии с Законом о возвращении с намерением остаться в Израиле сроком до 3 лет с целью выяснения условий для поселения в качестве иммигрантов. Потенциальные иммигранты включаются в общее итоговое число иммигрантов за год. В целом в Израиле налажен надежный учет иммигрантов с их различными социально-демографическими характеристиками.

Международная миграция граждан Израиля определяется иначе, чем иностранцев. В категорию «выехавшие израильтяне» попадают те граждане Израиля, которые собираются пробыть за границей 365 дней и более, но до отъезда пробыли в Израиле как минимум 90 дней. К категории «возвращающиеся граждане Израиля» относятся те, кто прожил за рубежом 365 дней и более и намеревается остаться в Израиле как минимум на 90 дней.

За период с 1919 по 1989 год в Израиль прибыло 270 тысяч иммигрантов, рожденных на территории бывшего СССР, или примерно 12% от общего числа иммигрантов за этот период. С 1990 по 2000 год Израиль принял более 870 тысяч уроженцев бывших союзных республик. Эта величина составила 26% от общего числа в 3333 тысячи зарегистрированных иммигрантов, прибывших в Израиль с 1919 по 2000 год.

Распределение мигрантов по республикам бывшего Союза как предыдущему месту проживания в израильской статистике приводится с 1990 года. За период с 1990 по 1997 год большая часть иммигрантов прибыла из Украины (более 225 тысяч), Российской Федерации (более 220 тысяч), Узбекистана (около 70 тысяч) и Белоруссии (более 61 тысячи). Процентное распределение иммигрантов за 1990-е годы между основными ареалами их происхождения представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение иммигрантов в Израиль по основным регионам их происхождения

Определения эмигрантов в России и иммигрантов в Израиле в целом идентичны, поскольку главный критерий их определения — выезд из страны и въезд в страну с целью постоянного проживания — совпадает. В общем, за 1990-1997 годы между российскими данными по эмиграции в Израиль и израильскими данными по иммиграции из России соблюдается баланс. По российским данным, в Израиль выбыло чуть более 203 тысяч человек, по израильским — из России прибыло порядка 215 тысяч человек. Однако в отдельные годы наблюдаются достаточно существенные различия. Так, в 1990 году, согласно данным МВД СССР, разрешение на выезд в Израиль получила 61 тысяча жителей РСФСР. По израильской статистике, в страну прибыло чуть более 45 тысяч человек из Российской Федерации (с учетом потенциальных иммигрантов). Вероятно, не все из тех, кто получил разрешение на выезд из России, воспользовались им, а часть выехавших отправилась не в Израиль, а в другую страну. В последующие годы различия между статистическими оценками двух стран сократились, но при этом наблюдалось устойчивое превышение израильскими оценками российских (табл. 3). В 1995-1997 годах разница между ними составила примерно 10%. Со всей степенью осторожности предположим, что вероятный поток иммигрантов из России в Израиль в 1,1 раза больше эмиграционного оттока, отмеченного в российских статистических справочниках.

В Канаде российская иммиграция пока незначительна

()

В Канаде, как и в США, иммиграционные процессы играли и продолжают играть одну из ключевых ролей в формировании населения страны. Страна имеет давние традиции учета иммиграционных процессов и контроля над ними. В современной Канаде законодательную базу, регулирующую международные миграционные перемещения, определение основных категорий мигрантов составляют Иммиграционный акт 1976 года и Иммиграционные правила 1978. Контроль над миграционными процессами осуществляет Департамент гражданства и иммиграции.

Согласно принятому в Канаде определению, к иммигрантам относятся люди, которые переселяются в страну с целью постоянного проживания (landing). Это определение соответствует определению эмигрантов, принятому в России. Именно на иммигрантах будет сосредоточено далее наше внимание. В канадской статистике разрабатывается информация и по другим видам международных перемещений. Так, к долговременным визитерам (long-term visitors) относятся те люди, которые прибыли в Канаду на срок более чем один год. Соответственно, в число кратковременных визитеров (short-term visitors) попадают те, кто прибыл в страну на срок менее чем один год. Важное место в статистике Канады занимает временное иностранное население. К нему относят тех, кто прибыл в страну кленового листа с разрешением работать или учиться, беженцев и некоторые другие категории лиц, прибывших из-за рубежа. На 1 июня 1999 года временное иностранное население Канады составляло 271 тысячу человек, из которых 77 тысяч были иностранные рабочие, 87 тысяч — иностранные студенты.

В 1990-х годах для Канады иммиграция из России не имела столь существенного значения, как для Израиля, Германии, Финляндии и даже США. В 1992 году доля выходцев из бывшего СССР составила только 1,3% из 250-тысячного иммиграционного потока в страну. Около 40% иммигрантов прибыли в тот год из Гонконга, Китая, Филиппин и Индии. Однако к 1998 году доля выходцев из СССР увеличилась и составила уже 6,3%. В конце 1998 года Россия заняла десятое место среди других государств по числу иммигрантов, обогнав давнего миграционного партера Канады — Великобританию.

Оценить объем иммигрантов из России (табл. 2) за период с 1992 по 1998 год можно только приблизительно, поскольку доля иммигрантов, не распределенных по бывшим союзным республикам как предыдущему месту проживания, составляла в 1992 и 1993 годах соответственно 82% и 38% от общего числа иммигрантов из СССР. В последующие годы эта величина колебалась между 6% и 18%. С учетом этих цифр можно предположить, что вероятная оценка числа иммигрантов из России находится в интервале от 14,5 до 17,5 тысячи человек. Согласно российским данным, в Канаду за тот же временной период отправилось 6,3 тысячи человек.

Таким образом, различия между канадскими и российскими данными весьма существенны, за отдельные годы они представлены в таблице 3. В среднем во второй половине 1990-х годов канадские оценки превышали российские в 2,6-3 раза.

Пик эмиграции в США пройден- столетие назад

()

Для многих людей во всем мире понятия «богатство» и «иммиграция» ассоциируются с Соединенными Штатами Америки. С 1820 года — года начала непрерывной регистрации иммигрантов — по 1998 год в США въехало 64,6 миллиона человек. Данные по иммиграции разрабатывает Служба иммиграции и натурализации Соединенных Штатов, которая является подразделением Министерства юстиции. Основу иммиграционной статистики составляет информация по въездным визам и формам изменений в иммиграционном статусе. К иммигрантам в США относятся люди, которые получили на законных основаниях разрешение на постоянное проживание в США. В основном подобное разрешение получают в других странах мира. Однако с 1989 года его можно получить и в США, сменив статус неиммигранта (non-immigrant), временно находящегося на территории США, на статус постоянного жителя страны. Последняя категория лиц также включается в статистику иммиграции. Кроме того, согласно акту о беженцах 1980 года, беженцы, которые прожили в стране более 1 года, также могут получить статус постоянного жителя. По данным статистики, в 1992-1998 годах числа вновь прибывших иммигрантов и иммигрантов, получивших этот статус в самих США, были примерно равны. В 1989-1991 годах это соотношение было резко нарушено в пользу сменивших статус, так как в эти годы легализовали свое положение в США более 2,6 миллиона нелегальных иммигрантов и сельскохозяйственных рабочих по Акту о реформе и контроле 1986 года.

В формировании населения США иммигранты — выходцы из Российской империи — играли заметную роль на рубеже 19-20 веков. С 1891 по 1920 год в США из России прибыло 3 миллиона человек. После периода длительного затишья, обозначившегося в конце 1920-х годов, иммиграционный поток из бывшего СССР начал медленно оживать в 1970-х годах. Иммиграция в США заметно увеличилась вслед за открытием границ и распадом СССР. Более того, в середине 1990-х годов по ежегодному числу иммигрантов бывшие союзные республики занимали второе место после Мексики. Всего в США за период с 1990 по 1998 год насчитывалось более 450 тысяч иммигрантов из бывшего СССР, что составляет 5% от общего числа зарегистрированных иммигрантов в США за этот период.

В американских статистических изданиях, содержащих информацию по иммиграции, самой распространенной характеристикой происхождения иммигранта является не страна предыдущего места жительства, а место его рождения. Сравнивая эти данные для СССР за 1991-1998 годы, можно увидеть, что число иммигрантов, родившихся в бывших союзных республиках, на 10% больше числа иммигрантов, прибывших с их территории. Таким образом, часть иммигрантов — уроженцев бывшего СССР — прибыла в США из других стран. Российская Федерация фигурирует в американских справочниках чаще как место рождения иммигрантов. За 1992-1998 годы в США получили статус иммигранта 98,7 тысячи человек, которые родились на территории Российской Федерации, а с учетом поправки на нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР — порядка 110 тысяч. Максимальное число иммигрантов приходится на 1996 год (табл. 2). Вместе с тем следует заметить, что из тех уроженцев Российской Федерации, кто получил статус иммигранта после 1991 года, 53,5 тысячи человек прибыли в страну до момента приобретения этого статуса как беженцы.

Сравнивать российские и американские данные — достаточно сложная задача. Во-первых, в американской статистике место происхождения иммигранта определяется чаще местом его рождения, а не страной его последнего места жительства. С учетом рекомендаций международных организаций и специфики российских данных для сравнения лучше использовать те оценки, где происхождение иммигрантов определяется по последнему месту жительства. Правда, следует заметить, что в конце 1990-х годов число иммигрантов, родившихся в Российской Федерации, было всего на 3% меньше числа иммигрантов, прибывших из Российской Федерации. Во-вторых, в статистике США оценки мигрантов приводятся не за календарный, а за фискальный год, который начинается 1 октября. В-третьих, заметная часть выходцев из России получила статус иммигранта, уже находясь в США в качестве беженца или неиммигранта (non-immigrant) (), причем большая часть из них прожила в США один-три года или приехала туда в том же фискальном году. Возможно, этим обстоятельством объясняются расхождения между российскими и американскими данными в пользу российских для 1992 и 1993 годов (табл. 3). В 1996 году доля вновь прибывших иммигрантов составила примерно 35% среди всех выходцев из России, получивших статус иммигранта, в 1998 году — 55%. В-четвертых, в отличие от американской Службы иммиграции и натурализации, российская статистика практически не дает информации о том, кто и как получает разрешение на выезд в США.

Таким образом, при сравнении данных следует учитывать разницу между календарным и фискальным годом, а также то обстоятельство, что часть мигрантов получает статус иммигранта с временным лагом в 1-3 года. Сравнение данных показывает наличие существенных различий в годовой динамике иммигрантов между российскими и американскими оценками (см. табл. 3 и рис. 4). На рисунке прослеживается сходство тенденций между американскими данными за 1996-1998 годы и российскими за 1993-1995 годы, что, возможно, отражает временной лаг, с которым россияне получают статус иммигранта.

Рисунок 4. Иммиграция в США из России
(по данным МВД России и Службы иммиграции и натурализации США)

Число иммигрантов в США за 1996-1998 годы в 1,2-1,35 больше числа эмигрантов из России по российским данным. Эти оценки помогут определить вероятную величину недоучета в России эмиграции в США. Примерно такие же оценки можно получить, если сравнить ежегодные российские и американские данные за 1993-1998 годы (табл. 3). Вместе с тем, учитывая богатство американской статистики, эти выводы следует уточнить после ее детального изучения.

Иммиграция из России в Финляндию

()

Финляндия относится к разряду государств, в которых налажен идеальный, с современной точки зрения, учет населения. В стране функционирует регулярно обновляемый централизованный регистр населения, который может предоставить разнообразную и надежную информацию по миграционным перемещениям. Определение внешних мигрантов в Финляндии соответствует определению, предложенному ООН. К эмигрантам относятся граждане Финляндии и иностранцы, покидающие страну на срок более года. В число иммигрантов попадают граждане Финляндии, возвращающиеся в страну после пребывания за рубежом более 1 года, и иностранцы, приезжающие в страну на срок более 1 года.

Миграционный обмен с бывшими союзными республиками, особенно с Российской Федерацией и Эстонией, играет заметную роль в функционировании миграционной системы Финляндии. В 1992 году из бывшего СССР прибыло более 50% от общей численности иммигрантов в Финляндию. К концу 1990-х годов эта доля снизилась до 30% главным образом за счет уменьшения иммиграционного притока из Эстонии. Более 20% всех иммигрантов приходится на Российскую Федерацию, и эта доля является достаточно устойчивой. Всего в Финляндию из России за период с 1992 по 1998 год сроком более чем на 1 год, прибыло порядка 15 тысяч, а выбыло в Россию — около 1200 человек. Последняя цифра в десятки раз отличается о тех, которые предоставляет Госкомстат по иммиграции в Россию из Финляндии. Финские оценки числа иммигрантов из России также существенно отличаются от российских, согласно которым в Финляндию с 1992 по 1998 год выбыло 4457 человек. Таким образом, за 7 лет миграционной прирост населения Финляндии за счет России составил около 13800 человек.

Любопытно, что если определять происхождение мигрантов не по стране последнего места жительства, а по их гражданству, то Финляндию прибыло около 16 тысяч российских граждан. Это значит, что часть российских граждан прибыла в Финляндию не из России. Следует также отметить, что если в начале 1990 года в Финляндии было зарегистрировано чуть более 4 тысяч граждан бывшего СССР, то в конце 2000 года численность только российских граждан равнялась 20,5 тысяч.

В какой-то степени различия между финскими и российскими оценками иммиграции объясняются различиями в определениях. Финское определение иммигрантов включает в себя не только тех, кто прибыл в страну на постоянное место жительства. В терминах долговременной миграции в России общее число эмигрантов в Финляндию (с поправкой на недоучет) примерно в 3 раза превышает величину зарегистрированного эмиграционного оттока.

Примечания

. Вероятное (скорректированное) число иммигрантов равно числу явных иммигрантов из России плюс число нераспределенных иммигрантов из СССР, умноженное на долю России в общем, числе явных иммигрантов из всех бывших союзных республик. Под «явными» понимаются те иммигранты, которые указываются в официальных статистических публикациях России или других бывших республик. . Статистическую основу этого раздела составили издания разных лет Statistiches Bundesamt, Bevolkerung und Erwerbstatigkeit, Fachserie1, Reihe, Gebiet und Bevolkerung. Metzler-Poeschel Stuttgart. . В качестве исходных статистических материалов этого раздела использовались издания разных лет Central Bureau of Statistics, Immigration to Israel, Jerusalem, и Central Bureau of Statistics, Statistical Abstract of Israel, Jerusalem. . Статистические материалы для данного раздела взяты из издания «Citizenship and Immigration Statistics, Ottawa; Fact and Figures. Statistical overview of the temporary resident and refugee claimant population», Ottawa, за разные годы. . Статистические материалы для данного раздела брались из изданий разных лет: U.S. Immigration and Naturalization Service, Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service. U.S. Government Printing Office: Washington, D.C.; U.S. Bureau of the Census, Statistical Abstract of the United States . Среди лиц, временно находившихся на территории США в течение года, доля россиян незначительна. В 1996 году она равнялась лишь 0,6% от всех неиммигрантов, находившихся на территории Соединенных Штатов. Вместе с тем почти 3/4 всех неиммигрантов-выходцев из бывшего СССР составляли россияне. . По данным Statistical Yearbook of Finland за разные годы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]