Миграционная политика. Направления и задачи миграционной политики в России


Что такое государственная миграционная политика?

Научные определения термина „миграционной политики“ довольно массивны и тяжёлым для понимания. Поэтому, можно их перефразировать и привести более короткую и понятную характеристику этого понятия. Миграционная политика, по сути, представляет собой свод определённых государственных правил и норм, контролирующих присутствие и деятельность иностранных граждан в стране. Каждое государство придерживается собственных правил. Миграционная политика подразделяется на 2 основных вида:

  • иммиграционная – занимается вопросами по делам въезжающих в страну иностранцев;
  • эмиграционная политика – устанавливает свод правил для выезжающих из страны.

Зачастую под термином „миграционной“ понимают как раз иммиграционную политику. Казалось бы, какие цели может преследовать то или иное государство, пропуская иммигрантов к себе в страну и предоставляя им комфортные условия для проживания? На самом деле, таких целей довольно много.

  1. С экономической точки зрения государство может быть заинтересовано в привлечении высококвалифицированных специалистов, рабочей силы, именитых людей, крупных инвесторов и т.д.
  2. В некоторых странах именно постоянный приток иммигрантов увеличивает фактическую численность населения. В этот же пункт можно включить свод правил для репатриации населения.
  3. Гуманитарная составляющая играет не последнюю роль в миграционной политике – некоторые государства в целях гуманитарной помощи принимает беженцев.
  4. Правительство заботится о своих гражданах – позволяет им заключать браки с иностранцами. Поэтому оно разрабатывает систему правил, по которым семья могла бы впоследствии воссоединиться.

Получается, что иммиграционная политика решает целый спектр государственных задач. Для всей страны в целом очень важно суметь выстроить правильную политическую модель по вопросам миграции, потому как последствия могут быть плачевными для коренного населения и международного статуса государства.

Модели миграционной политики

Существует всего 4 классических модели миграционной политики. Каждая из них имеет главную концепцию, передающую всю её суть. Для того чтобы она была как можно более понятна, после описания концепции будут приведены исторические примеры её применения в разных странах.

Полное исключение

Эта модель основывается на том, чтобы вообще не впускать иностранцев на территорию страны. Опыт некоторых государств, решившиеся на такую политику, показал, что модель полного исключение является утопией и неэффективна в условиях глобализации.

Однако, даже на сегодняшний день остаются страны, которые считаются закрытыми от мигрантов. Все они настолько утрудняют въезд иностранцев (а некоторые – и выезд граждан за границу), что попасть в них даже в целях туризма очень сложно. К ним относят КНДР, Туркменистан, Сирию, Сомали и Афганистан. В этих странах миграционная политика очень жёсткая, и даже подача полного комплекта документов и успешное прохождение всех проверок не гарантируют получение права на въезд (выезд).

Сегрегация

Концепция этой модели состоит в том, чтобы временно впускать иностранцев на легальных основаниях, но при этом не давать им ни гражданства, ни социальных пособий, ни права участвовать в жизни страны. Это характерно для государств, нуждающихся в рабочей силе, но не желающих принимать иностранцев на постоянной основе. Здесь важную роль играют запрет на восстановление семьи и чётко установленные сроки пребывания. Несомненным преимуществом такой модели является спокойная обстановка в обществе: поскольку иммигранты не будут обладать гражданским правами, коренных жителей волновать вопрос о их присутствии не будет.

Такую модель применяли государства, входящие в состав Западной Европы: Германия, Бельгия, Швейцария. Приглашали людей исключительно на работу, не давая им никакого соцобеспечения. Рабочую силу так и называли – „гастарбайтерами“.

Если рассматривать эффективность модели на ярком примере Германии, то необходимо обратиться к 60-ым годам. Предполагалось, что мигранты будут приезжать только на работу по временном контракту, а по его окончании покидать страну. Уже через 10 лет эта модель оказалась неэффективной – работодатели начали жаловаться, что постоянная смена иностранных работников обходится им в копеечку (приходится вновь и вновь обучать для работы новых людей, поэтому им было выгоднее иметь постоянных работников). В результате правительство пошло на уступки и начало давать постоянным работникам немецкий ВНЖ. Получение такой бумаги давало возможность закрепиться иммигрантам в стране. С этого момента иностранцы начали заселять Германию.

Ассимиляция

Такая модель базируется на предоставлении мигрантам ВНЖ и полного соцпакета, однако, иностранцы, в свою очередь, должны пройти процесс полной интеграции. Если говорить кратко, то это означает, что приезжий должен мало чем отличаться от коренного гражданина – хорошо знать язык, культуру страны, а также придерживаться всех государственных законов и прав. Ассимиляция, так же как и сегрегационная модель, имеет весомое преимущество – спокойствие в обществе. Однако, приезжающие иностранцы, получившие ВНЖ, предпочитают аккумулироваться в определённых точках и создавать этнические группы. Разумеется, никакого желания интегрироваться эти люди не проявляют, считая, что должны сохранить свои корни даже на чужой земле. В результате ассимиляционная политика приводит к возникновению преступных группировок, образованию целых районов в городах, где проживают отдельные этнические группы и т.д. Нередко попытки ликвидировать такие группировки расцениваются как расизм.

Сущность миграционной политики государства

Миграционная политика выступает в качестве системы объективно обусловленных целей и задач, которые направлены на развитие общественных отношений в такой важной и противоречивой сфере, как миграция.
Замечание 1

Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется.

Нужно сказать, что помимо общественных отношений в сферу миграционной политики входят:

  • Нормы миграционного законодательства страны, в рамках которой реализуется миграционная политика;
  • Механизмы управления государством, которые реализуются непосредственно субъектами миграционного процесса. Субъектами в данном случае являются физические лица, различные общественные организации, государственные органы, чья деятельность прямо или косвенно, но в определенной степени затрагивает проблематику миграционных процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Миграционная политика государства 420 ₽ Реферат Миграционная политика государства 280 ₽ Контрольная работа Миграционная политика государства 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Механизмы управления государством в рамках миграционной политики нацелены на контроль за перемещением населения, переселением, размещением и обустройством, а также на адаптацию и интеграцию физических лиц на территории государства в целом, и в отдельных его регионах. Важно учитывать обеспеченности регионов различными стимулирующими и контрольными факторами, которые позволять контролировать уровень миграции, ее интенсивность, а также очаги.

Миграционная политика более тесным образом связана с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев. Также ее объектами становятся лица, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать политическое или временное убежище, трудовые и иные переселенцы. Это делает ее связь с правовым статусом граждан и иностранных граждан, конституционно-правовой основой еще более тесной, практически неразрывной.

Замечание 2

Цель государственной политики – регулирование обширных миграционных потоков, а также преодоление нежелательных, негативных последствий, к которым приводит стихийно развивающиеся и неконтролируемые процессы миграции.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Также специалистами в области миграционной политики обеспечиваются необходимые условия для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов, обеспечение толерантного, терпимого и гуманного отношения к тем лицам, которые в силу обстоятельств были вынуждены искать убежище на территории нашей страны.

Кроме того, миграционная политика рассматривается в качестве предмета регулирования конституционного права. Из этого следует, что к конституционно-правовым основам миграционной политики следует отнести конституционные принципы миграционной политики, конституционно-правовой статус ее субъектов, а также основы правового регулирования в сфере миграционной политики государства.

Особенности миграционной политики России на современном этапе

Если рассматривать всю миграционную политику как единую систему, то можно выделить её субъект (то, что направляет действие) и объект (то, на что направлено действие). Понятно, что объектом в данном случае является миграционный поток. А вот субъектом политики миграций РФ является президент. Именно глава государства определяет концепцию. Остальные органы власти просто реализуют выбранную президентом концепцию.

В 2021 году В. Путин подписал новую концепцию миграционной политики РФ, положения которой значительно отличаются от принятой ранее. Поэтому начиная с прошлого года, государственная политика миграций радикально изменяется. Если положения предыдущей концепции базировались на обеспечении безопасности коренного населения страны, то теперь во главу угла поставлена другая цель – привлечение мигрантов для улучшения экономического и демографического положения государства.

По сути, Россия открывает свои границы для всех людей, желающих не только проживать на её территории, полностью интергрироваться в русском обществе, рожать и воспитывать детей по местным правилам и культурным ценностям, но и для мигрантов, которые не связывают свою жизнь с долгим проживанием в РФ. Разумеется, последние должны соблюдать свод правил, обеспечивающих безопасность населения страны.

Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации

Исходя из анализа положений прошлой концепции политики миграций и достигнутых результатов, правительство выделяет целый ряд задач, которые должны быть решены новым указом.

  1. Совершенствование все механизмов, которые помогут привлечь в страну соотечественников, проживающих за рубежом, иностранцев, желающих пройти полный процесс интеграции в стране, и всех тех, кто каким-либо образом будет содействовать развитию РФ (в эту группу можно включить высококвалифицированных специалистов в востребованных профессиях, спортсменов, крупных бизнесменов и пр.).
  2. Организация всех необходимых условий для качественной и быстрой интеграции в российское общество. Сюда можно включить помощь в изучении русского языка (языковые курсы) и разработку специальных программ.
  3. Обеспечение специальных условий миграции в сфере науки и обучения.
  4. В области внутренних миграций особое внимание будет уделять я снижению неравномерности распределения населения по стране. Доказано, что наибольшее скопление населения наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. Задачей внутренней политики миграций является привлечение жителей в другие регионы.
  5. Полное искоренение коррупции и других нарушений в области политики миграций.
  6. Предоставление помощи просящим беженцам.

Реализация многих из этих задач потребует выделения больших сумм из госказны.

Проблемы миграционной политики

Итак, благодаря опыту, приобретенному во время действия предыдущей концепции, Россия получает возможность разрешить множество накопившихся проблем и залатать дыры в миграционной политике.

К проблемам, которые поможет разрешить новая концепция, относятся:

  • отсутствие помощи со стороны принимающего государства в прохождении интеграции иностранцев;
  • неэффективное управление миграционными потоками, не приносящее пользу для страны;
  • коррупция – как наиболее частое явление в отношениях между чиновником и приезжим иностранцем;
  • нелегальная миграция (упрощение правил получения въезда в страну позволит увеличить количество легальных иммигрантов и уменьшить число новых нелегалов).

Единственной проблемой, скорее всего, останется необходимость личного присутствия для продления визы или любого другого документа, легализующего пребывание в стране. С учётом того, что уполномоченных ведомств на территории России не так уж и много, путешествия для получения документов из некоторых уголков страны будут действительно долгими.

Основные направления

В связи с поставленными задачами новой концепции можно выделить основные направления миграционной деятельности.

  1. Упрощение условий и порядка получения визовых документов, ВНЖ и даже приобретения гражданства.
  2. Финансовые вложения в специальные программы по переселению людей, в которых нуждается страна.
  3. Устранение всех условий, совершенно необоснованно утрудняющих импорт имущества.
  4. Организация социальных пособий и рабочих мест для иностранных граждан.
  5. В области образования увеличится количество мест в российских образовательных учреждениях для иностранных граждан, желающих обучаться на территории РФ, а также для иностранных учителей, желающих преподавать здесь.
  6. В области внутренних миграций основным направлением является обеспечение лучших условий для жизни и работы в регионах страны с малой численностью населения.
  7. Для уменьшения потока нелегальных мигрантов будет усовершенствовать система надзора при въезде в страну, а также контроль деятельности иностранцев на её территории.
  8. Для контроля решений чиновников и искоренения коррупции в области миграций будут усовершенствованы административные процедуры. Главным нововведением станет внедрение электронной формы коммуникаций получателя госуслуг с органами, их предоставляющими.
  9. Грамотное размещение беженцев, просящих РФ о предоставление убежища, а также качественная помощь в интеграции.

Именно такие основные направления предусмотрены новым президентских указом, который будет в силе до 2025 года. Точный текст действующей концепции можно прочитать здесь: https://www.kremlin.ru/events/president/news/58986.

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

На сайте правительства России указаны ответственные за Концепцию чиновники — курирующий вице-премьер Антон Силуанов и министр внутренних дел Владимир Колокольцев.

Настоящая Концепция разработана в соответствии:

  • с Конституцией Российской Федерации,
  • федеральными конституционными законами,
  • федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
  • Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации,
  • Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,
  • Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2021 года,
  • стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
  • с общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров в сфере миграции.

Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

  • а) академическая мобильность — международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях;
  • б) временная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция) и тому подобного;
  • в) долгосрочная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года);
  • г) квотирование привлечения иностранной рабочей силы — регулирование численности иностранных работников, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
  • д) краткосрочная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся;
  • е) миграция на постоянное место жительства — международная или внутренняя миграция, которая предполагает смену постоянного места жительства;
  • ж) незаконная миграция — перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности;
  • з) образовательная (учебная) миграция — миграция с целью получения или продолжения образования;
  • и) организованное привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников) — деятельность государства или уполномоченных негосударственных структур по организации перемещений иностранных работников в Российскую Федерацию, включающая организованный набор необходимых работников в стране происхождения, их довыездную подготовку, прием и трудоустройство на законных основаниях на заранее выделенные рабочие места;
  • к) сезонная трудовая миграция — вид трудовой миграции иностранных граждан, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и осуществляется только в течение части года;
  • л) трудовая миграция — временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).

Полный текст Концепции можно посмотреть на официальном сайте.

Миграционная политика Европейского союза

В настоящий момент европейское объединение, состоящее из 28 стран, не имеет общей миграционной политики из-за разногласий стран-участниц. После того как в 2015 году основной приток иммигрантов, просящих о статусе беженцев, прибыл в Европу, ещё в течение пары лет количество подобных прошений хоть и уменьшилось, но не иссякло. В 2021 году ЕС продолжает бороться с теперь уже нежеланными, но все прибывающими на его территорию беженцами из североафриканских, южноазиатских и ближневосточных стран.

Итак, мнения по поводу принятия беженцев в ЕС диаметрально противоположны. Одни страны считают, что принятие беженцев – это гуманитарная необходимость, они готовы предоставлять специальные помещения для их проживания, организовывать социальную помощь и пособия, тратить средства на их интеграцию в европейское общество. К таким странам-альтруистам относятся Германия, Италия, Швеция, Голландия, Франция. Другие страны стали просто своеобразными проходными коридорами для мигрантов на пути к центру Европы, где предоставляют наиболее выгодные условия проживания. К „проходным“ государства относят Грецию, Турцию. Ряд стран ЕС вообще изначально отказался принимать беженцев: Польша, Венгрия, Словакия. Позже к ним присоединилась и Австрия, которая успела пожалеть о своем непродуманном решении принятия беженцев. Тот факт, что одни участницы ЕС принимают мигрантов, а другие нет, спровоцировал разлад между ними.

После сумасшедшего наплыва беженцев Европейский Союз предпринимает всевозможные меры приостановки процесса миграции. Некоторые страны просто возводят границы и стены, сдерживающие прибывающих иммигрантов. Как оказалось, „излишняя толерантность“ ЕС к проблемам других государств стала причиной европейского кризиса, продолжающегося до сих пор. Коренное население европейских стран проявляет недовольство и иммигрирует в более далёкие страны, которых не коснулась политика переселения беженцев. Например, в США, Канаду, Австралию, Китай. Часть мигрантов перемещается в более спокойную Венгрию.

Если говорить об особенностях внутренних миграционных процессов в ЕС, то жители менее благополучных стран союза стараются иммигрировать в более благополучные. Например, румыны, болгары, поляки, хорваты, венгры в больших количествах выезжают из родных государств и устремляются на поиски лучшей жизни. Конечной целью поисков становятся богатые европейские страны: Бельгия, Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция. Жители одной страны ЕС могут свободно приехать в другую страну ЕС для проживания и работы.

Основные виды миграционной политики на территории России

Для того чтобы точно понимать каким образом происходят действия миграционной политики, которая принята и установлена на территории Российской Федерации важно понимать какие существуют ее разновидности. Стоит сразу отметить, что современная миграционная политика в значительной степени отличается от отраслей демографической, экономической и социальной степени в Российской Федерации.

Сегодня можно определять следующие виды миграционной политики, которые установлены и применены на территории страны. Классификация исходит от определения миграции населения:

  • Продолжительность. Важно понимать, что любые граждане страны имеют законное право выезжать и въезжать в страны не только на временной, но и на постоянной основе.
  • Причины переезда. Принять решение о миграции могут совершенно любые граждане, проживающие на территории стран мира. Самыми распространенными на данный момент причинами являются экономические причины. Как правило, это инфляция и безработица. Кроме того, причины могут быть военные, политические, семейные и многие другие.
  • Направленность. В соответствии с принятым законодательством на территории страны, миграция может иметь внешний характер, когда граждане уезжают за пределы страны. Соответственно, миграция может быть внутренняя, позволяющая переезжать по территориям внутри страны.
  • Организации. Процесс миграции может быть индивидуальным, массовым и принудительным. Происходит он по нескольким причинам.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 2

Современное миграционное право позволяет обеспечивать также трудовую миграцию необходимыми кадрами. Отличительной особенностью может быть только цель определенного переезда. Например, миграция, которая основана на трудовом праве, обеспечивает необходимые и качественные условия для трудового переезда и хорошей заработной платы.

Цели, принципы и задачи миграционной политики США

США – страна, которая в течение долгого времени поддерживала многокультурную миграционную политику. США даже стали называть „страной иммигрантов“. Это действительно так – более 20 000 000 человек здесь проживают с официальным статусом, а ещё 13 000 000 считаются нелегалами.

Прийдя к власти, действующий американский президент Д. Трамп первым делом взялся за ужесточение миграционной политики и депортацию нелегалов из страны. В результате политика миграций в последние пару лет претерпела значительные изменения и приобрела новую направленность.

Трамп хочет сократить количество пребывающих в США иммигрантов, ставя во главе угла безопасность коренного населения. С одной стороны, позиция президента довольно понятна – возникшие в результате многокультурности этнические группировки спровоцировали формировку преступных групп, главным направлением деятельности которых является нелегальные перевоз и распространение наркотиков, организация террористических актов, вандализм и пр.

В связи с этим Трамп усиленно продвигает свои предложения по ужесточению политики миграции, но не все они были приняты Конгрессом. Большинство из них ещё находится на рассмотрении. Например, Д. Трамп предложил выделить кругленькую сумму из государственной казны на строительство защитной стены на границе с Мексикой. Поскольку стоимость установки конструкции оказалась высокой, а эффективность – сомнительной, то такой решительный шаг все ещё обсуждается в правительстве. На сегодняшний день возвели стену только на наиболее важных участках границы с Мексикой.

Еще одним шагом на пути избавления Америки от нелегалов становится пресечение программы DACA, принятой ещё Обамой. Её суть заключается в предоставлении возможности детям нелегалов проживать на территории США, причём она не даёт им права на получение гражданства, а просто является защитой от депортации. Документ, легализующий пребывание, представляет собой карту, которую необходимо периодически продлевать. Президент Трамп планирует отменить продление таких карт, в результате чего их обладатели потеряют защиту от депортации, и, соответственно, смогут быть изгнаны с территории страны.

Третьим шагом против нелегалов станет ликвидация так называемых городов-убежищ, в которых обитают этнические группы и нелегалы. Деятельность местных жителей не контролируется общепризнанным федеральным законом, а местными актами. Теперь правительство планирует перестать финансировать подобные города.

Вторым направлением деятельности новой миграционной политики США становится привлечение в страну инвесторов и других людей, которые привнесут значительный вклад в жизнь Америки. Теперь здесь с радостью будут принимать высококвалифицированных специалистов, богатых бизнесменов и инвесторов, людей с особыми достижениями в области науки, культуры, спорта и т.д. Кандидаты, не владеющие языком, не желающие слиться с национальной культурой, без высшего образования, навряд ли теперь смогут стать жителями Америки.

Чтобы избавиться от легальных, но „ненужных“ мигрантов, Трамп планирует предпринять несколько мер в области миграционной политики:

  • резко сократить число мест, предоставляемых беженцам;
  • пресечь возможность приглашения коренным жителями всевозможных родственников и оставить такую привилегию только для супругов и детей;
  • отменить всемирно известную лотерею Грин Карт, которая рандомно определяет счастливых обладателей ВНЖ уже более 30 лет;
  • нововведения в иммиграционных службах США – расширение штата работников и покупку специального оборудования для более эффективной проверки кандидатов.

До сих пор не известно, будут ли реализованы все пункты грандиозного плана Трампа, но миграционная политика США уже сейчас в ускоренно темпе начинает изменяться с плюралистической модели на ассимиляционную с элементами сегрегации.

Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты

Государственная миграционная политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран – экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования. Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы:

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;

3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран.

Прямые методы:

1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран (поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции);

3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать:

а) лимитирование выдачи заграничных паспортов;

б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот;

в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие родственника-гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция; предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны;

а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал);

б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу;

в) эмиграция по приглашению на работу работодателем;

г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание статуса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

1) базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

2) разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

3) разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства.

Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов:

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании;

б) стаж работы по специальности.

2. Возрастной ценз.

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного характера (так называемая социальная чистка).

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы.

6. Финансовые ограничители.

7. Временные ограничители.

8 Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические приоритеты.

10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматриваются лишение свободы либо штраф.

11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида программ:

1) программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности;

2) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома;

3) программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций.

Государственная миграционная политика

Еще в 2012 году Президентом России была утверждена Концепция, которая устанавливает и определяет необходимые миграционные цели и задачи. В соответствии с документом целями становятся следующие определения:

  • Решение конкретных проблем демографического характера на территории Российской Федерации.
  • Значительное улучшение показателей экономического аспекта. Привлечение высококвалифицированных кадров.
  • Национальная безопасность иностранных граждан и жителей Российской Федерации.

— — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —

Типы миграционной политики

Существует несколько типов политики государства в отношении миграции.

Полное исключение

Миграционная политика направлена на закрытость страны. Опыт показал, что такая модель неэффективна в условия современной глобализации мировых процессов.

В ряде стран миграционная политика очень жесткая, оформление документов не гарантирует получение разрешения на въезд. К таким государствам относятся Афганистан, КНДР, Куба, Непал, Сомали, Туркменистан.

Сегрегация

Эта модель характерна для государств, нуждающихся в дополнительных трудовых ресурсах. Мигранты приезжают в страну по временному контракту на работу, а по окончании его – уезжают. Они не получают гражданства, социальные пособия, не имеют избирательного права. Установленные сроки пребывания, отсутствие гражданских прав мигрантов способствуют стабильной обстановке в государстве.

Но эта модель оказалась также неэффективной. Работодатели несли расходы, связанные с постоянной сменой иностранных работников – прежде всего, затраты на обучение и получение опыта работы. В некоторых странах правительство пошло на уступки, постоянные работники стали получать вид на жительство.

Политическая ассимиляция

Принимающие государства создают благоприятные условия для быстрого получения мигрантами нового гражданства. В рамках этой модели идентичность новых граждан определяется национальным политическим устройством принимающей страны, а не этническим и религиозным происхождением.

Государство формально не признает этнические различия и не учитывает их в своей политике. От мигранта требуется – хорошее знание языка, культуры страны пребывания, следование государственным законам и правам.

Эта политика также малоэффективна. Игнорирование проблем мигрантов привело к их радикализации, образованию целых районов в городах с этническими группами, возникновению преступных группировок. Попытки ликвидации таких группировок расцениваются как расизм.

Мультикультурализм

В основе модели лежит принцип принятия иммигрантов с сохранением их культуры и идентичности. Приезжие пользуются всеми правами коренного населения и перенимают только основные культурные ценности.

Эта модель подразумевает принятие не только самого мигранта, но и его семьи. Дети, рожденные от иностранцев, получивших гражданство, становятся гражданами страны. Эта политика вызывает большой общественный резонанс и недовольство коренного населения.

Социальная интеграция и культурно-языковая адаптация

Это современная модель интеграционной политики, которая использует опыт мультикультурализма, но позволяет избежать его крайностей, ведущих к расколу в обществе.

В рамках этой модели три основных составляющих:

  1. Политико-правовая – либерализация правил получения гражданства и улучшение правового положения иностранцев; антидискриминационная политика (разработка законодательства, создание комиссий по защите прав человека в связи с его этнической принадлежностью или принадлежностью к другим меньшинствам); политическая интеграция мигрантов (предоставление избирательного права).
  2. Социально-экономическая – правительственные программы в сфере занятости; адаптация системы образования (языковая подготовка трудовых мигрантов и членов их семей); социальные программы адаптации и обустройства вынужденных мигрантов (жилищная политика, здравоохранение, социальное обеспечение).
  3. Культурно-религиозная – обеспечение мигрантам права на культурную автономию (изучение родного языка, сохранение национальных традиций).

Во многих странах в настоящее время осуществляется переход от политики мультикультурализма к современной политике социальной интеграции. Государствами ведется поиск наиболее сбалансированного варианта, который устраивает коренное население и учитывает потребности мигрантов:

  • решение социально-экономических проблем, что должно исключить накопление конфликтного потенциала в обществе;
  • введение интеграционных мер, за неисполнение которых мигрантам могут грозить санкции (это принудительная интеграция на языковой, культурной и ценностной основе);
  • улучшение правового положения мигрантов, включающих либерализацию правил получения гражданства и борьбу с дискриминацией;
  • ориентация на содействие к межэтническому и межрелигиозному диалогу.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]