Понятие подданства в мировом праве
Прежде всего следует запомнить, что термин “подданство” используется только в отношении монархий. С его помощью обозначается личная связь того или иного человека с монархом. Однако уровень развития современных монархий сделал подданство и гражданство практически синонимами. Правовое положение личности в них ничем не отличается от положения граждан конституционных республик или федераций.
В определенном смысле значение подданства более широко и этот статус является предшественником более позднего – гражданства.
Кроме того, термин “подданство” обозначает не только правовую, но и культурно-историческую принадлежность конкретного человека к монархии. Оно также предполагает проживание на определенной территории. В прошлом иноземные граждане могли получить подданство по воле монарха. Так, к примеру, поступал Петр I в России.
Гражданство: что это
Достаточно хотя бы того, что гражданство, в отличие от подданства, имеет законодательное определение: согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года , это политико-правовая взаимосвязь гражданина страны и России как государственного образования, выраженная в возложенных на них по законодательству правах и обязательствах.
Суть такой взаимосвязи в том, что государство стоит на защите прав и свобод человека, предоставляет ему свое покровительство, когда тот находится за пределами страны, в обмен на что гражданин обязуется соблюдать Конституцию, законы и прочие предписания.
Совокупно все это составляет правовой статус гражданина, о котором мы расскажем немного позже.
Закон предусматривает несколько путей того, как можно стать гражданином России, среди них самые распространенные:
- рождение от россиян или на территории России от иностранцев, если страны гражданской принадлежности родителей не предоставляют ребенку индигенат по праву крови;
- натурализация – то есть прием в гражданство иностранцев и апатридов.
Хотя, возможны и другие варианты, например, крымская оптация – выбор гражданства в силу изменения территории страны.
Понятие гражданства в мировом праве
Гражданство – это устойчивая правовая связь конкретного гражданина с тем или иным государством, выражающаяся в наличии четко определенных и закрепленных юридически прав и обязанностей.
Существует два типа граждан: урожденные и натурализированные.
Урожденные – это лица, приобретшие данный статус по праву крови от родителей или по праву земли (по рождению), так как были рождены на территории той или иной страны. Во втором случае они имеют право на гражданство конкретной страны вне зависимости от статуса родителей. Больше о гражданстве по рождению читайте тут.
Натурализованные – прошедшие процедуру интеграции в общество и доказавшие свое желание жить и способность работать в конкретном государстве. Их гражданство закрепляется юридически в ходе предусмотренной законом обязательной процедуры натурализации. Стоит заметить, что получить гражданство можно посредством разных способов.
Урожденные и натурализованные граждане в большинстве развитых государств имеют равные права.
Именно так обстоит дело, к примеру, в РФ в 2021 году.
Однако в ряде стран урожденные граждане имеют ряд преимуществ по сравнению с натурализированными. По достижении установленного законом возраста первые получают паспорт. Он используется как удостоверение личности при проверке в государственных органах власти, при оказании услуг, в случае оперативно-следственных мероприятий и во многих иных ситуациях. В ряде стран законодательство обязывает граждан для выезда за границу оформлять загранпаспорт.
Следует отметить, что РВП (разрешение на временное пребывание) не уравнивает иностранцев в правах с гражданами страны их временного пребывания, а статус апатрида тем более.
Читайте, завидуйте, я — гражданин…
По официальным данным, пять процентов населения Франции в возрасте от 18 до 50 лет обладает двойным гражданством. Этот статус имеется у двух третей выходцев из арабских стран Северной Африки, у половины осевших здесь турок и португальцев. Короче, речь идет о многих сотнях тысяч человек. Отношение к обладателю двойного гражданства, проживающему во Франции, абсолютно такое же, как и к любому коренному французу. На него распространяются те же самые правила, и второе гражданство никаких преимуществ не дает. То есть с юридической и практической точек зрения оно, можно сказать, просто игнорируется и не играет никакой роли, к примеру, во время судебных разбирательств.
Каким образом получают французское гражданство? Если исключить право на него по происхождению, а это «право крови», и право по рождению во Франции («право почвы»), претендовать может лицо, которое отвечает целому ряду требований. Этот человек должен проживать во Франции минимум пять лет до подачи документов на гражданство, иметь стабильную работу, постоянное место жительства. Понятно, что все это необходимо подтверждать соответствующими документами. Заметим в скобках, что время ожидания подачи документов может быть сокращено до двух лет при условии ряда обстоятельств. Предпочтительно, чтобы у кандидата, если он семейный человек, ближайшие родственники (жена или муж, дети) проживали бы также во Франции. В противном случае он рискует получить отказ. Ему также надо доказать, что за время пребывания на французской территории он вел благопристойный образ жизни, не привлекался к административной или уголовной ответственности.
Соискатель обязан в школьных пределах знать французский язык. Причем может это доказать, как предъявив справку об окончании языковых курсов, так и пройдя собеседование с представителем префектуры. При этом ему надо ответить на две дюжины вопросов. Если справится с семью из них, то получает «зачет» и допуск к дальнейшим процедурам. Важным этапом является собеседование, в ходе которого кандидату объясняют права и обязанности французского гражданина. Если он со всем согласен, то подписывает Хартию прав и обязанностей французского гражданина. Это довольно длинный и подробный документ, где объясняется, что собой представляет французское государство, излагаются принципы, на которых оно зиждется и в чем заключается его девиз «Свобода, равенство и братство». После того как документы оформлены, а хартия подписана, дело отправляется на рассмотрение в официальные инстанции, что занимает не менее полугода. При положительном решении в официальном правительственном органе «Журналь оффисьель» публикуется декрет за подписью премьер-министра. Тогда же соискатель решает оставить ему наряду с французским прежнее гражданство или нет. Это дело добровольное. Далее следует торжественная церемония, на которую обычно приглашают несколько десятков «новых французов». Им вручают напечатанную на особой гербовой бумаге выписку за номером таким-то из постановления о присвоении гражданства. Затем все присутствующие исполняют национальный гимн «Марсельезу». Каких-либо клятв или торжественных обещаний здесь не произносят. Считается, что подписи под хартией вполне достаточно.
Хартия прав и обязанностей французского гражданина (преамбула)
«Вы изъявили желание стать французом. Это важное и продуманное решение. Стать французом — это не обычный административный демарш. Получить французское гражданство — решение, обязывающее вас и ваших родных.
Для вас и ваших родных — это есть намерение сделать своей страну, которая приняла вас и которая станет вашей, сделать своими ее историю, ее принципы и ценности, и, таким образом, интегрируясь в национальное сообщество, вы соглашаетесь защищать ее и быть солидарным участником ее будущего. В ответ Франция признает вас как гражданина Республики. Приобретая французское гражданство, вы будете пользоваться всеми правами и будете соблюдать все обязательства, вытекающие из статуса французского гражданина, начиная со дня его получения. Став французом, вы не сможете больше заявлять о себе как о гражданине другой страны, находясь на территории Франции. С тем чтобы быть уверенным в том, что вы хорошо поняли права и обязанности французского гражданина, особенно что касается лояльности по отношению к Французской Республике, вас просят ознакомиться с настоящей хартией, затем, если вы к ней присоединяетесь, поставить свою подпись. Ваша подпись, свидетельствующая о вашем согласии, есть необходимое условие для получения французского гражданства».
Особенности правовых статусов
Подданство обеспечивает крайне низкий правовой статус конкретного человека. Гражданство же дает не только ряд прав и свобод, но и налагает обязанности, отказаться от исполнения которых невозможно без потери статуса. Именно поэтому так важно понимать правовое соотношение данных понятий.
Правовой статус | ||
Параметр | Подданный | Гражданин |
1. Участие в управлении государством и обществом | — | + |
2. Наличие привилегий, связанных с управлением государством и обществом | — | + |
3. Наличие личных обязанностей перед монархом | + | — |
4. Наличие личных обязанностей перед государством | — | + |
5. Наличие закрепленных в конституции страныа прав и свобод | — | + |
6.Наличие подтверждающего статус документа | — | + |
Сходства и различия
Сходство понятий подданства и гражданства в том, что они определяют взаимосвязь индивида с той или иной территорией – в лице ее монарха или в лице государства. Но при этом есть весьма существенные отличия, преимущественно правовые. Подданство – во многом устаревшая форма взаимоотношений физических лиц с монархами, существующая на данный момент в монархиях параллельно с институтом гражданства.
В настоящее время главные различия рассматриваемых правовых статусов определяются по следующим параметрам:
- взаимосвязь с территорией: в лице государства или единоличного правителя;
- структура взаимосвязи: односторонняя обязанность гражданина перед монархом или взаимная система обязательств гражданина и государства;
- наличие инструментов власти: подданство не дает права управлять страной, гражданство дает.
Где проще всего получить гражданство россиянину читайте здесь.
Сравнение
Основное отличие гражданства от подданства в современном понимании заключается в том, что первый тип связи между человеком и государством закрепляется главным образом юридически, второй — также на основе исторических и культурных традиций, сложившихся в стране.
Можно отметить, что во многих современных государствах институты гражданства и подданства фактически функционируют одновременно. То есть жители данных стран, в силу того, что они являются монархиями, рассматриваются, с одной стороны, как подданные. С другой стороны — они имеют также и юридическую связь с государством — в частности, это может выражаться в наличии у них паспорта, и потому подданные имеют также гражданство страны.
Определив, в чем разница между гражданством и подданством, зафиксируем выводы в таблице.
Суть проблемы
Когда рассматривают, что такое подданство и гражданство, обычно говорят, что термины описывают взаимоотношение жителей с разными типами государств. Первое слово относится к монархиям, второе – к демократиям. Но на самом деле все несколько глубже. Необходимо понимать, что гражданство и подданство различаются только в русском языке. В английском, к примеру, существуют немного иные по смыслу термины, описывающие связи с государством. Наверняка эта тема фигурирует и в политической науке Китая и иных стран, не полностью перенявших западный образец демократии. Нынче более распространено понятие гражданства. Им описывают правовые нормы, характеризующие связь со страной, обязанности и права каждой из сторон. В противовес этому термину, подданство отражает взаимоотношения гражданина и монарха. В самом общем смысле эти термины идентичны. Ведь в монархиях старого типа Глава государства олицетворял всю систему. Но у подданных намного меньше прав. И обязанности монарха по отношению к ним размыты, не стандартизированы. Давайте немного глубже присмотримся к каждому понятию.
Получение гражданства в РФ
Если субъект владеет русским языком, получение российского гражданства для него будет упрощенным. Потребуется пройти устный экзамен по языку, официально отказаться от предыдущего гражданства, трудоустроиться на территории страны и подтвердить свое намерение соблюдать законы и порядки, установленные правительством РФ.
Получив статус гражданина Российской Федерации, человек автоматически становится резидентом. Возникает вопрос, насколько различаются понятия «резидентство» и «гражданство»? Есть, но они незначительные. В РФ резидент — гражданин, живущий постоянно на территории страны (или лица с ВНЖ). Резидентство — термин, который используют к обязанностям и правам гражданина в области налогообложения и финансов.
В РФ процедура получения гражданства относительно простая. Особенно для лиц, имеющих родственников на территории страны, и людей без гражданства. Но если физлицо серьезно рассматривает вопрос, как сменить гражданство на российское, стоит помнить, что знание национального языка и отказ от предыдущей государственной принадлежности — обязательные пункты процедуры.
Правовой статус личности в России
Нужно понимать, что правовой статус личности в России – куда более широкое понятие, чем статус гражданина. Если под последним понимается лишь связь определенных индивидов, то под правовым статусом личности – совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством для любого лица. Закон различает такие понятия, как «личность» и «гражданин», воспринимая последнее в куда более узком смысле. Так, личностью может быть не только гражданин, но и иностранец или апатрид. Для этих категорий государство может предусматривать как общие метрики, так и частные особенности статуса.
Большинство гарантированных всем физическим лицам личных прав и свобод закреплены Конституцией. Среди них фигурирует право на жизнь, свободу, здоровье, защиту частной собственности и так далее. Вместе с такими гарантиями на каждую личность возлагаются определенные обязанности: соблюдать Конституцию и законы, права третьих лиц, платить налоги и так далее. Все это составляет основу правового статуса личности в России.
Разница в понятиях
Гражданство — правовое понятие, объясняющее соотношение обязанностей и прав, связывающих конкретную страну с ее жителями. Каждый из субъектов в правовом отношении обязуется соблюдать обоюдостороннюю ответственность. «Гражданство» как правовое понятие появилось значительно позже понятия «подданство». Именно оно заложило основу для формирования определения гражданству.
Им пользовались в державах с монархическим устройством. Например, в Российской империи проживали подданные, а Российской Федерации проживают граждане. По сути, подданство — одностороннее отношение физлица к монарху. Конкретизируем, чем гражданство отличается от подданства, следуя политико-правовой терминологии:
- принадлежность к конкретной державе характеризует гражданство, а верность и причисление себя к главе государства — подданство;
- у подданных незначительный политико-правовой статус, а гражданин страны является ее главной единицей и имеет право реализовать себя в различных ее сферах;
- гражданин государства имеет обязанности и права по отношению к стране и наоборот, а вот в случае с подданством их нет.
Как политико-правовые статусы «гражданство» и «подданство» обладают значительными отличительными чертами, хотя во многих странах третьего мира их не разделяют. К гражданам России подданство в прямой своей трактовке неприменимо. В развитых странах мира у слова «подданный» сформировался индивидуальный смысл. Статус условно означает членство или принадлежность конкретного человека к определенному культурному, историческому и языковому кругу людей. То есть подданство связывают с этнической принадлежностью.
В38. Гражданство (подданство) в зарубежных странах (понятие, основные принципы).
Физические лица и основы их правового статуса.
Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др.
Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны.
Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане
данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае).
Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например, в Германии, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности — и в выборах в парламент. Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д. С другой стороны, они не обязаны служить в армии страны пребывания, не платят налоги (особенно если между государствами, такими, как, например, США и Россия, есть соглашения об исключении двойного налогообложения), во многих странах не имеют права приобретать землю в собственность. Иностранцы имеют паспорт (удостоверение личности) своего государства, а в стране пребывания им выдается другой документ — вид на жительство (иногда, например для иностранных студентов, просто делается отметка в национальном паспорте). Сказанное относится к «рядовым» иностранцам. На дипломатических представителей, на персонал миссий распространяется действие особых правил в соответствии с международным правом и соглашениями, заключенными между государствами.
Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию. Поэтому в современном международном праве господствует тенденция к принятию мер, сокращающих состояние без гражданства (заключаются международные конвенции, многосторонние и двусторонние договоры). В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к работникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют особые правила и особый порядок выдворения из страны.
Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например, служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.
Иностранцы, лица без гражданства, с множественным гражданством, равно как и граждане данной страны, обязаны знать и соблюдать законы страны своего пребывания. Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.
Граждане и подданные.
В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Первый характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой — права и обязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства. Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает личную связь человека с монархом («подданный его величества»).
В развитых странах это различие на деле носит лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях, в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В ряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления и применяется лишь при особых церемониях. В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано.
Большинство населения в странах мира составляют граждане. В некоторых странах Европы (Бельгия, Швейцария, в меньшей степени Германия) проживает значительное количество иностранцев, составляющих существенную часть рабочей силы, занятой на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе. В нефтедобывающих странах Арабского Востока (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) законтрактованные на несколько лет работники нефтепромыслов (преимущественно из стран Азии) составляют нередко более половины численности населения страны (в ОАЭ в начале 90-х годов их численность достигала 80%). Эти работники живут, как правило, в специальных местах поселения, всякая политическая деятельность и даже экономические забастовки им запрещены.
Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются:
1.урожденные в данной стране;
2.натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (например, в США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда как натурализованных — можно.
В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие «ассоциированный гражданин». Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству.
После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского союза, сохраняя национальное гражданство. Они уже давно избирают Европейский парламент, могут теперь участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европарламенту и его омбудсману по правам человека. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, оно в основном регулируется внутренним законодательством.