Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.
К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.
О минимальных пенсиях
Граждане Республики Белоруссия получают несколько разновидностей выплат. Размер в каждом конкретном случае определяется несколькими факторами – трудоспособность пенсионера, продолжительность рабочего стажа, и так далее. Есть минимальная пенсия. Она полагается практически каждому вне зависимости от индивидуальных условий.
- Матери-героини, с любой категорией инвалидности.
- Инвалиды третьей группы.
- Получившие 1 и 2 степень инвалидности.
Им выплачивают от 50 до 100% от минимальной пенсии по возрасту.
Дополнительные льготы полагаются тем, кто получил травмы или заболевания из-за профессиональной деятельности.
Важно заранее узнать о том, какие документы понадобится собрать для решения вопроса. Правительство планирует снизить необходимое количество стажа для тех граждан, которые занимались общественно значимой деятельностью. Для них упрощают и саму процедуру оформления соответствующего статуса.
Но даже после завершения реформ возраст выхода на пенсию остаётся одним из самых ранних по сравнению с другими странами Европы. В большинстве стран он составляет 60-65 лет. При этом разные сроки для мужчин и женщин предусматриваются редко, в этом плане за ними сохраняют одинаковые права.
МВФ о пенсионной системе Белоруссии
Представители Международного валютного фонда (МВФ) высказали свое мнение по поводу возраста выхода на пенсию в Беларуси. Специалисты считают, что правительству не нужно останавливаться в 2022 году на проведенных изменениях, оптимальный пенсионный возраст для страны — 65 лет для всех граждан.
В дополнении к повышению возраста выхода на пенсию в РБ предлагаются следующие меры:
- отказ от досрочного прекращения трудовой деятельности;
- обучение предпенсионеров и защита их от увольнения;
- индексация льгот с учетом инфляции.
МВФ имеет право диктовать свои требования, поскольку является основным кредитором Белоруссии. Условием выдачи займов является возможность влиять на внутреннюю политику государства.
Основными аргументами экспертов за реформирование является большое количество людей пенсионного возраста и недостаток трудоспособного населения. Критичным для экономики и пенсионного фонда является соотношение пенсионеров и работающих, это 1 к 1,5.
МВФ рекомендует рассмотреть руководству страны варианты снижения расходов бюджета на социальное обеспечение, которые составляют 35%.
Пенсионный возраст в мире
Помимо РБ в ближайшей перспективе планируют повышение пенсионного порога такие государства, как:
- Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
- Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2021 года;
- Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
- Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.
Причиной инициирования реформ для стран бывшего Советского Союза считается демографический кризис 1990-х годов, повлёкший за собой снижение рождаемости.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!
Льготные категории
Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:
- сотрудники предприятий с вредными условиями;
- госслужащие;
- матери 5 детей;
- родители детей-инвалидов;
- инвалиды войны;
- матери военнослужащих;
- карлики и лилипуты;
- учителя.
Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.
Дополнительные льготы от государства в Беларуси
Перечень всех льгот для получателей пенсионных выплат выглядит так:
- не требуется уплачивать налоги на недвижимое имущество, которое принадлежит гражданину (если в нем не проживают люди работоспособного возраста);
- за процедуры, связанные с работой нотариуса, нужно уплачивать лишь 50 процентов государственной пошлины;
- в дачный сезон, с 1 мая до 30 сентября снижается в 2 раза цена билетов на пригородные электрички и автобусы, а также на водный транспорт.
Гражданин может использовать льготу, если заявит о собственном праве. Для того чтобы покупать билеты по сниженной цене, требуется показать кондуктору удостоверение. Для получения льгот по оплате электричества и газа необходимо обратиться в организацию, поставляющую данные ресурсы, с удостоверением и иными документами.
Определенные льготы предназначаются не для всех получателей пенсий, а только для некоторых их групп. К таковым причисляются:
- ветераны труда;
- бывшие сотрудники силовых структур;
- лица, участвовавшие в Великой Отечественной войне;
- люди, которые ликвидировали последствия Чернобыльской катастрофы;
- люди с инвалидностью.
Данные категории белорусов частично либо целиком освобождены от оплаты коммуналки, вправе бесплатно проходить оздоровительные процедуры.
В 2021 г. часть действовавших раньше льгота была аннулирована или заменена на надбавки к пенсионному обеспечению.
Так, теперь пенсионеры:
- уплачивают налоги с процентов по вкладам;
- уплачивают налоги с выигрышей в лотереях;
- платят государственную пошлину за допуск авто к эксплуатации и за технический осмотр;
- не могут покупать билеты в общественном транспорте городов по сниженной цене.
Если выигрыш в лотерею не является именным, то налог уплачивать не требуется, соответственно с подпунктом 17 пункта 2 статьи 153 НК РБ. Если выигрыш именной, то есть для его получения нужно предоставить паспорт, необходимо уплачивать подоходный налог. Размер данного налога – 4 процента от выигранной денежной суммы.
Справка! Некоторые организации оформляют внутренние указы, по которым пенсионеры могут получить дополнительные льготы на товары или услуги. Законодательство не обязывает компании предоставлять льготы гражданам пенсионного возраста, поэтому не стоит удивляться, если в одном магазине пенсионеры могут купить товары по сниженной цене, а в другом нет.
Трудовой стаж и социальная пенсия
Пенсионная реформа предполагает не только увеличение пенсионного возраста в Беларуси, но и изменение требований к минимальному стажу. В законе заложена программа его роста с 15 до 20 лет к 2025 году каждый год на полгода.
Речь идет о страховом стаже, в который включаются следующие периоды жизни гражданина:
- официальное трудоустройство с выплатой страховых взносов;
- предпринимательская деятельность;
- больничные;
- отпуск по беременности и родам;
- уход за ребенком до 3 лет;
- уход за инвалидом;
- служба в армии;
- получение пособия по безработице.
Учеба в высших учебных заведениях в расчетный стаж не включается. Установлен порог, после которого стаж перестает учитываться для расчета пенсии — 45 лет у мужчин, 40 у женщин.
Тем граждан, кто не успел отработать нужный стаж, положена выплата по старости — 25% от установленного прожиточного минимума.
Основные правила по минимальному стажу
При назначении выплат Правительство и другие контролирующие органы учитывают несколько показателей:
- Дата обращения.
- Выработка по страховому стажу.
- Количество лет или возраст.
Минимальным страховым стажем называют время, на протяжении которого отчислялись деньги в Фонд Социальной Защиты Населения. На 2020 год этот показатель равен 17,5 годам. Планируется полугодовое увеличение каждые 12 месяцев, пока к 2025 году не появится цифра в 20 лет.
Из страхового стажа вычитают следующие периоды:
- Учёбу.
- Службу в армии.
- Декретные отпуска.
Социальную пенсию применяют для тех, у кого нет минимального стажа.
Потеря работы минимум за год до планируемого выхода на отдых предполагает применение досрочной пенсии. Но в этом случае и наработанный стаж должен быть больше.
В случае со льготниками возраст тоже поэтапно повышают на три года. Право на отказ от выплат полагается пенсионерам, сохраняющим рабочие места, чтобы потом сумма положенных компенсаций возросла. За 60 месяцев можно поднять размер почти в два раза, стандартное вознаграждение – от 6 до 14%.
Новости по теме:
- ВВП Беларуси на 2021 год Валовой внутренний продукт или ВВП – это норматив, отображающий стоимость…
- Средняя зарплата за ноябрь 2021 года в Беларуси Чтобы адекватно оценивать среднюю заработную плату, необходимо четко понимать из…
Специальные условия действуют по отношению к инвалидам и многодетным матерям. Но здесь каждый случай рассматривается индивидуально, когда оформляют выход на пенсию в РБ.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2021 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Для некоторых категорий устанавливаются доплаты. Периодически проводится перерасчет, если выросла средняя зарплата в стране или изменился уровень прожиточного минимума. В зависимости от инфляции, как в России, выплаты не индексируются.
Размер пенсии рассчитывается на основе зарплаты за последние 24 года, но не больше среднего значения, увеличенного в 4 раза. Средний размер пенсионных выплат составляет 438 белорусских рублей, это 13 724 российских рубля.
Таким образом, пенсионная сфера Белоруссии так же, как и российская, проходит этап реформирования. Главная причина этого — увеличение числа пенсионеров и снижение количества работающих граждан, что негативно сказывается на состоянии бюджета и социально-экономическом развитии страны. В РБ ситуация осложняется тем, что правительство вынуждено выполнять требования МВФ из-за задолженности перед ним. Международные эксперты дают понять, что действующего увеличения пенсионного возраста недостаточно, потребуются дальнейшие изменения.
Пенсия по возрасту: действия работодателя
При достижении определенного возраста у работника может возникнуть право на трудовую пенсию по возрасту (далее — пенсия). Вспомним условия и общий порядок назначения пенсии. Кроме того, разберемся, какие действия важно предпринять нанимателю, чтобы отследить момент наступления пенсионного возраста и назначения пенсии работникам.
Условия назначения пенсии по возрасту
Право на пенсию может возникнуть у работника при совпадении нескольких условий в совокупности <*>:
1) достижение установленного пенсионного возраста;
2) наличие определенного минимального стажа для пенсии:
— страхового. Проще говоря, это сумма времени, в течение которого за работника были уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН;
— трудового, который в основном включает общий период работы по трудовому договору, договору подряда или в качестве ИП <*>.
Некоторые периоды засчитываются в трудовой стаж лица, несмотря на неуплату в это время страховых взносов в ФСЗН. К примеру, когда работник получал высшее образование в дневной форме, находился на больничном или в декретном отпуске <*>.
Обратите внимание!В трудовой стаж для начисления пенсии засчитывается время нахождения в декретном отпуске в общей сложности не более <*>:— 9 лет — по 31.12.2020;— 12 лет — с 01.01.2021.
Требования к возрасту и стажу работника для получения пенсии различаются в зависимости от следующих обстоятельств:
1) идет на пенсию мужчина или женщина. При этом величина страхового стажа одинаковая для работников обоих полов;
2) назначается пенсия:
— на общих основаниях <*>;
— за работу с особыми условиями труда <*>;
— на льготных основаниях некоторым категориям граждан <*>.
Напомним, что с 2021 года общеустановленный пенсионный возраст и страховой стаж ежегодно увеличиваются на полгода. Пенсионный возраст достигнет своего максимума в 2022 году, а страховой стаж — в 2025 году. В последующие годы данные показатели будут оставаться неизменными. Рассмотрим подробнее условия назначения пенсии для женщин и мужчин на общих основаниях в таблице 1 <*>.
Таблица 1
Год выхода на пенсию | Мужчины | Женщины | Минимальный страховой стаж (лет) | ||||
возраст (лет) | период рождения | трудовой стаж (лет) | возраст (лет) | период рождения | трудовой стаж (лет) | ||
2021 | 62,5 | 01.01 — 30.06.1959 | 25 | 57,5 | 01.01 — 30.06.1964 | 20 | 18 |
2022 | 63 | 01.07 — 31.12.1959 | 58 | 01.07 — 31.12.1964 | 18,5 | ||
2023 | 1960 | 1965 | 19 | ||||
2024 | 1961 | 1966 | 19,5 | ||||
2025 | 1962 | 1967 | 20 |
Может случиться так, что к моменту достижения пенсионного возраста и после его достижения у работника не будет необходимого страхового (трудового) стажа для назначения пенсии. Законодательство предусмотрело возможность назначения пенсии и в этих случаях, но при соблюдении определенных условий. Рассмотрим данные условия в таблице 2 <*>.
Таблица 2
Право на пенсию при нехватке | Возраст | Трудовой стаж | Требуемый страховой стаж | Вид пенсии (примечание) | ||
мужчина | женщина | мужчина | женщина | |||
страхового стажа | общеустановленный пенсионный — см. таблицу 1 | 40 лет | 35 лет | менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1, но минимум 10 лет. | пенсия по возрасту на общих основаниях отдельным категориям граждан | |
25 лет, | 20 лет, | |||||
из них 10 лет военной службы в ВС и иных воинских формированиях, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, органах госбезопасности и иных органах <*> | ||||||
65 лет | 60 лет | 25 лет | 20 лет | пенсия по возрасту при неполном страховом стаже работы <1> (вводится с 01.01.2021) | ||
менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1 | социальная пенсия | |||||
трудового стажа | 65 лет | 60 лет | менее 25 лет | менее 20 лет | установленный страховой стаж – см. таблицу 1 | пенсия по возрасту при неполном стаже работы |
——————————- <1> — С 01.01.2021 вводится новый вид пенсии – пенсия по возрасту при неполном страховом стаже <*>. Данную пенсию смогут получить те, у кого достаточно трудового стажа, но не хватает страхового. При этом он есть и составляет не менее 10 лет. |
Несколько слов о размере пенсии
Размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и уровня заработка, из которого уплачивались страховые взносы в ФСЗН. Конкретный размер пенсии, которую будет получать гражданин после выхода на пенсию, определяет орган, осуществляющий пенсионное обеспечение <*>.
По общему правилу пенсию назначают в размере 55% среднемесячного заработка работника, но не менее минимального размера пенсии. Минимальная пенсия в Беларуси составляет 25% наибольшей величины БПМ в среднем на душу населения за два последних квартала <*>.
На заметкуДля определения заработка, из которого будет начислена пенсия, используется индивидуальный коэффициент заработка. Он представляет собой среднее арифметическое значение коэффициентов за весь период работы, полученных из соотношения фактического заработка работника и средней зарплаты работников по республике в тех же месяцах. Коэффициент сложно рассчитать самостоятельно, поскольку размер фактического заработка и средняя зарплата постоянно меняются.
Составление списка работников пенсионного возраста на будущий год
Работодатель обязан своевременно оформлять документы, необходимые для выхода работника на пенсию, и представлять их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом документы должны быть оформлены в полном объеме и содержать достоверные сведения. Нарушение данных обязательств может повлечь для работодателя ответственность <*>:
— административную — в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ;
— материальную перед работником за причиненный ему ущерб в виде не полученной работником суммы пенсии по вине работодателя.
Судебная практикаПри подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.
С учетом сказанного выше работодателю важно отслеживать наступление пенсионного возраста у своих работников и заранее готовить документы, необходимые для получения пенсии. Для этих целей в начале каждого года работодателю целесообразно составлять список работников, которые достигнут в следующем году пенсионного возраста и получат право на пенсию (далее — список). В списке желательно отразить:
— общие сведения о работнике: Ф.И.О., дата рождения, должность (профессия) с указанием структурного подразделения;
— сведения, касающиеся назначения пенсии: вид пенсии, основание ее назначения, общий стаж работы, специальный стаж при его наличии.
Обратите внимание!По общему правилу работник достигает пенсионного возраста и, соответственно, приобретает право на пенсию в день своего рождения. В документах, подтверждающих рождение работника, может быть не указана точная дата рождения. В таком случае считается, что работник достигает пенсионного возраста <*>: — в последнее число месяца рождения — если указаны только месяц и год рождения;— 1 июля соответствующего года — если указаны только число и год рождения;— 15 июля соответствующего года — если не указано ничего, кроме года рождения.
На практике список составляется на основании данных трудовых книжек и личных карточек работников. Целесообразно указывать работников в списке в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В таком виде список будет удобен работодателю в наблюдении за наступлением пенсионного возраста. Такое же правило действовало ранее, когда список был обязателен к применению.
Процедура назначения пенсии
Порядок назначения пенсии начинается с момента получения от работника заявления о назначении пенсии по установленной форме (далее — заявление). Напомним, что работающие граждане обращаются за назначением пенсии через своих работодателей по месту последней работы <*>.
В число документов, которые работодатель должен собрать для назначения и начисления пенсии работнику, входят документы, подтверждающие стаж работы и заработок. За период с 2003 года данные сведения подтверждает выписка из индивидуального лицевого счета, выдаваемая ФСЗН <*>.
Как правило, к моменту получения от работника заявления документы для назначения пенсии уже собраны.
На заметкуРаботник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии <*>.
После поступления заявления работника работодатель должен пошагово выполнить следующие действия:
1) в течение 5 рабочих дней представить форму ПУ-3 (тип формы — назначение пенсии) по работнику за текущий год в районный (городской) отдел ФСЗН <*>;
2) подготовить на основании собранных документов для назначения пенсии <*>:
— либо представление к назначению пенсии работника (далее — представление) по форме, после чего ознакомить с ним работника под подпись;
— либо отказ в представлении. Отказ в представлении происходит обычно из-за того, что у работника не хватает трудового или страхового стажа для назначения пенсии. Работодатель обязан письменно сообщить работнику об отказе и его причинах.
Обратите внимание!В заявлении работника и представлении работодателя нужно указывать, выходит ли работник на пенсию или продолжает работать <*>. Это связано с установленными ограничениями размера исчисляемой пенсии в период работы пенсионера;
3) в течение 10 календарных дней подать пакет документов для назначения пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства работника <*>.
Общий порядок действий органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, после получения им документов для назначения пенсии последовательно представлен на схеме <*>.
Читайте этот материал в ilex >>* *по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
В Беларуси заканчивается реформа по повышению пенсионного возраста
— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.
В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.
— Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.
— Если мы хотим обеспечить высокий уровень жизни и для этого увеличить именно государственную пенсию, то тут вопрос: а за счет чего и кого это произойдет? Это потребует огромных ресурсов. При этом есть люди, которые не работали или работали, но не платили взносы, потому что получали зарплату в конверте. Они ведь тоже не отказываются от пенсии, когда приходит время, а обеспечивают ее все остальные. Получается, чтобы все было по справедливости, кто больше зарабатывал, тот больше и получает в старости — от накопительной пенсии никуда не деться, — комментирует Анастасия Боброва. — Вне зависимости от того, будет ли дальше расти пенсионный возраст, государство будет давать некий базовый уровень пенсии. Но если мы говорим о переходе к качеству, то обязательно должны быть и индивидуальные накопления. На базовую пенсию все скинулись, а то, что сверх — это уже каждый сам за себя.
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Законы
Ниже выделим перечень законопроектов, на основании которых формируется пенсионная система Беларуси, в том числе пенсионный возраст:
- Указ Президента № 137 от 11.04.2016;
- Постановление Совета Министров №728 от 15.09.2016;
- Закон № 1596 – XII от 17.04.1992;
- Закон № 204-З от 14.06.2003;
- Указ Президента № 705 от 30.11.2006;
- Закон 14-З от 09.01.2017;
- Указ Президента №570 от 08.12.2014.
В продолжение темы предлагаем посмотреть видео.
Органы власти Беларуси, наравне с Россией, начинают с 2021 года постепенное повышение возраста пенсионеров для сокращений расходов бюджета. Тем не менее, большинство граждан Беларуси против новой реформы, но мнения граждан никто не учитывал перед введением нового законопроекта. Поэтому пенсионерам приходится смириться с новшествами, которые прописаны в данном материале.
Пониженный стаж, больше пособия и новый вид пенсий
Для матерей, которые родили минимум четверых детей и воспитали их до 8-летнего возраста, указом предусмотрена еще одна гарантия: страховой стаж для назначения им пенсии по возрасту снизился до 10 лет. То есть с начала года таким мамам будет назначаться пенсия при наличии десяти лет страхового стажа, а не восемнадцати, как раньше. А вот требование к общему стажу остается прежним – 20 лет. С 1 января 2021 года в Гродненской области назначили пять таких пенсий.
С вопросами о назначении трудовой пенсии по возрасту либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обратиться с заявлением и пакетом документов в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
– Размер такой пенсии будет зависеть от выработанного страхового стажа: от 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 процентов этого бюджета за 19 лет (дополнительно по 3 процента за каждый полный год). Например, за 19 лет работы с уплатой взносов пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по отношению к социальной пенсии. В то же время условие по возрасту назначения пенсии для данной категории граждан остается прежним. Как и социальная, пенсия по возрасту при неполном страховом стаже будет назначаться мужчинам по достижении 65 лет, а женщинам – 60 лет. С 1 января 2021 года в Гродненской области такие пенсии назначены уже 103 гражданам, –
добавила Алина Воронюк.
Родителям детей
с инвалидностью
Согласно действующему законодательству, матерям и отцам, которые воспитывали детей-инвалидов не менее 8 лет до достижения ими совершеннолетия, полагается ряд социальных льгот: досрочный выход на пенсию, стаж с обязательной уплатой страховых взносов для назначения им трудовой пенсии составляет 5 лет.
– Женщина, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, благодаря указу имеет право на пенсию по случаю потери кормильца за умершего мужа. Ранее таким правом в подобной ситуации пользовались неработающие женщины. Принятая мера позволит уравнять социальные гарантии для женщин, осуществляющих уход за ребенком, независимо от их статуса,
– рассказала Алина Воронюк.
Что нужно знать о досрочном выходе на пенсию в Беларуси
Досрочно стать пенсионером можно, если вы постоянно проживаете на территории страны. Также нужно достигнуть определенного возраста, установленного ст.11 закона РБ от 5 января 2008 г. номер 322 «О профессиональном пенсионном страховании». Кроме того, необходимо наработать предусмотренный этим же законодательным актом рабочий стаж.
Люди, которые вправе оформить как досрочную, так и другую пенсию, могут выбрать любую из них. Что касается величины выплат, то она рассчитывается посредством нахождения частного суммарных пенсионных накоплений и предполагаемого периода предоставления пенсионного обеспечения (в месяцах).
Периодом предоставления досрочного пенсионного обеспечения считается период с месяца, который следует за месяцем подачи заявления об оформлении выплат, по месяц, когда гражданин достигнет соответствующего возраста.