Что стало с законом об отмене пенсионной реформы с 1 июля 2021 года?

Пенсионная реформа, суть которой заключается в повышении пенсионного возраста, вызвала явную негативную реакцию в обществе. Фракция «Справедливой России» в Госдуме практически в полном составе голосовала против соответствующего закона и теперь добивается отмены пенсионной реформы с 1 июля 2021 году.

Последние новости – соответствующий законопроект внесен в Государственную думу РФ, но пока не рассмотрен и не принят. Расскажем подробнее.

Помощь юристов:

Звоните бесплатно по России: 8

Советы юристов по телефону!

Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Можно ли снизить пенсионный возраст?

Пенсионный возраст зафиксирован в федеральном законе, действующем на территории всей Российской Федерации. Это ФЗ-400 от 28.12.2013г. В 2021 году в него были внесены поправки ФЗ-350 от 3 октября и началось постепенное воплощение его положений в жизнь (возраст повышается поэтапно, есть переходный период). Таким образом, повышение пенсионного возраста было проведено совершенно законно, такое решение принято законодателями.

Чтобы было произведено снижение пенсионного возраста в 2021 году также должен быть принят федеральный закон. Таковы принципы и иерархия законодательной системы в РФ. Ни президент, ни правительство своими указами или постановлениями изменить пенсионный возраст не могут.

Внедрение новой доплаты для пенсионеров

С 2021 года планируется восстановить ранее временно приостановленную доплату для лиц пожилого возраста, которые трудились в сфере сельского хозяйства более 30 лет. И при этом по-прежнему живут в сельской местности. Прибавка к пенсионному обеспечению составит 25%. Но 25% не от пенсии, а от фиксированной выплаты. И на такую доплату вправе претендовать только пенсионеры, которые официально не трудоустроены, живут в сельской местности.

Если учесть размер фиксированной выплаты, которая утверждена на 2019 год (5 334 руб.), доплата к пенсионному обеспечению составит 1 333 руб.

Инициативы об отмене пенсионной реформы

За последние годы, несмотря на реализацию пенсионной реформы, периодически появлялись законодательные инициативы о возврате к старому пенсионному возрасту (полностью или частично):

  • в ноябре 2021 года предлагалось вернуть дореформенный возраст выхода на пенсию жителям Дальневосточного федерального округа. Данное предложение Николая Харитонова, главы комитета ГД по делам Дальнего Востока, далее не обсуждалось;
  • в марте 2021 года представители фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект о возвращении “советского” пенсионного возраста учителям и врачам. Законопроект № 1126427-7 не прошел пока даже первое чтение;
  • чуть позже об оформлении аналогичной законодательной инициативы для всех пожарных (сейчас досрочно могут уходить на заслуженный отдых только работники федеральных служб) объявила ЛДПР, но пока она документально не оформлена;
  • наконец, снижении пенсионного возраста с 1 июля 2021 года было предусмотрено в законопроекте № 1145526-7, который внесли депутаты “Справедливой России”.

В этом документе уже предлагается полный отказ от всех положений пенсионной реформы.

Размер пенсии в 2022 году

На данный момент средняя страховая пенсия в России составляет 17 тысяч 536 рублей. Она выросла на 7,3% по отношению к пенсии прошлого года. Доплату к пенсионным выплатам получило 2,9 миллиона человек. Индексация пенсий неработающих пенсионеров рассчитана до 2024 года и будет иметь такие значения:

  • в 2022 году пенсия будет увеличена на 5,9%;
  • к 2023 году она вырастет еще на 5,6%;
  • в 2024 году предусмотрена индексация пенсии на 5,5%.

Что касается трудоустроенных пенсионеров, то для них индексация не предусмотрена, хотя в правительстве не исключают, что при наличии в бюджете страны соответствующих средств этой категории пенсионеров пенсия также будет проиндексирована.

Перспективы

Будет ли снижение пенсионного возраста? Очевидно, что этого не случится. Пенсионная реформа идет первым ходом, власти никак не комментируют даже частичный возврат к дореформенным показателям для некоторых категорий граждан. Так, законопроект КПРФ и предложение Харитонова остались без внимания.

Более того, у этих предложений нет экономического обоснования. Авторы последнего законопроекта рассчитывают, что сокращений трансферов в Пенсионный фонд за счет реализации реформы за два года уже достаточно. Эти заявления носят популистский характер, серьезными расчетами они не подкреплены.

Кроме того, глава “Справедливой России” Сергей Миронов вообще предлагал ликвидировать Пенсионный фонд, указывая на отсутствие необходимости в посредничестве между государством и населением. Однако, это заявление также нельзя назвать обоснованным, так как очевидно, что в том или ином виде госорган для рассмотрения вопросов пенсионного обеспечения останется.

Возможно, для некоторых категорий граждан будет рассмотрен вопрос о возврате к старому пенсионному возрасту, но полная отмена положений реформы не состоится.

Увеличение пенсионных выплат

Именно по этой причине и осуществлялись изменения в пенсионном законодательстве. Пенсии повысят с 2021 года. Но не так, как многим россиянам хотелось бы. У Правительства уже имеется план на ближайшую шестилетку до 2024 года включительно. Он подразумевает двойную индексацию пенсионного обеспечения. Она будет проводиться в апреле и феврале.

Самый высокий процент индексации запланировали на следующий год, и он составит 7,05%. В последующие годы коэффициенты будут плавно понижаться.

Если учесть, что в 2021 году возрастет ставка НДС, а вместе с ним увеличится стоимость товаров, коммунальных услуг, то радость от повышения пенсионных выплат несколько омрачается.

Какие изменения ждут ветеранов труда после пенсионной реформы

Положения законопроекта об отмене пенсионного возраста

Законопроект о снижении возраста выхода на пенсию от партии “Справедливая Россия” предлагает следующее:

  • признать ФЗ-350 о введении пенсионной реформы утратившим силу;
  • изложить ч. 1 ст. 8 ФЗ-400 в прежнем, дореформенном виде. То есть, пенсионный возраст предлагается вернуть к старым значениям, для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет;
  • запретить пересмотр пенсионного возраста вплоть до 2035 года.

Это первая статья законопроекта. Вторая посвящена его вступлению в силу. В ней сказано, что новый закон вступает в силу 1 июля 2021 года. Новость о том, что в Госдуму внесен законопроект о снижении пенсионного возраста с 1 июля 2021 года, появилась 7 апреля 2021 года. В этот же день законопроект зарегистрирован в системе Госдумы, 8 апреля направлен в комитет на рассмотрение. Дата рассмотрения в первом чтении не определена.

Предложенная дата вступления в силу – 01.07.2021г., уже прошла, законопроект не принят. Это еще одна причина сомневаться в положительном решении по данному законопроекту (хотя дату вступления, конечно, легко изменить).

Пенсионная реформа России: быть или не быть?

Негативная реакция общественности на планы правительства повысить пенсионный возраст
неудивительна – международный опыт подсказывает, что пенсионные реформы: а) аннонсируютсяв среднем за 5 лет до их непосредственного введения, б) проходят в условиях более высокогоэкономического роста и с) затрагивают меньшую долю населения. Хотя параметры пенсионнойреформы в России выглядят достаточно жесткими, чистый эффект для бюджета может составитьвсего 0,1 трлн руб. к 2024 г., а рынок труда пополнится только на 1,6 млн чел. Нельзя исключать ириск того, что часть нагрузки от реформы будет перенесена на корпоративный сектор, что можетстать ограничителем для роста экономики.Сохраняющийся дефицит Пенсионного фонда РФ…
Вскоре после переизбрания президента Владимира Путина он объявил новые майские указы, которые в том числе предусматривают амбициозный план, на выполнение которого необходимо около 8 трлн руб. в ближайшие шесть лет – примерно 1,3 трлн руб. в год. Это вынудило правительство выступить с целым рядом инициатив, включая в том числе и пенсионную реформу. Тем не менее, проведение пенсионной реформы – неизбежный процесс, уже включенный в экономическую повестку, т.к. дефицит Пенсионного фонда РФ растет: он увеличился с 1,1% ВВП в 2006- 2009 гг. до 2,0-3,5% ВВП в 2010-2013 гг. на фоне значительного роста расходов Пенсионного фонда в данный период (см Рис. 1). Дефицит Пенсионного фонда представляет риск для стабильности консолидированного бюджета, особенно учитывая

…и старение населения диктуют необходимость проведения пенсионной реформы.

Кроме того, существуют и демографические вызовы – за последнее десятилетие доля населения старше 55 лет увеличилась с 22% до 29% населения, а отношение населения старше 65 к рабочей силе достигло рекордных 27% (см Рис. 3) против 19% в среднем по миру. Сейчас количество пенсионеров по старости насчитывает 36 млн человек, или 25% россиян, против 29 млн, или 20% в 2000 г. По сути, из-за большого количества пенсионеров, им сложно гарантировать высокий уровень жизни. Хотя годовые расходы Пенсионного фонда сейчас составляют примерно 8% ВВП, что соответствует среднему показателю по миру, коэффициент замещения (уровень пенсионных доходов к допенсионным) по России составляет всего 34% против 54% в среднем по миру (см Рис. 4). Дальнейшее демографическое давление будет приводить к снижению безработицы, которая уже сейчас составляет всего 4,7%, и стимулировать рост зарплат, что при нынешнем положении вещей будет и дальше оказывать давление на соотношение пенсионных и допенсионных доходов.

План повышения пенсионного возраста с 55/60 до 63/65 для женщин/мужчин соответственновыглядит амбициозным.
Несмотря на то что необходимость пенсионной реформы не вызывает сомнений, удивление вызвало то, что правительство выступило с жестким предложением. Согласно плану, пенсионный возраст начиная с 2019 г. должен постепенно повышаться с нынешних 55/60 лет (женщины/мужчины) до 63/65 лет к 2034 г. В результате реформы число пенсионеров сократится с нынешних 36 млн человек и ожидаемых 43 млн к 2034 г., по базовому сценарию Росстата, всего до 31 млн к 2034 г. (см Рис. 5), что означает очень заметное изменение в макрокартине страны.

Пенсионный фонд может сэкономить 0,8 трлн руб. годовых расходов к 2024 г., но практически
80% сэкономленного пойдет на поддержание благосостояния пенсионеров:
Сокращение числа пенсионеров, в соответствии с пенсионной реформой, явно повлияет на уровень расходов Пенсионного фонда — при прочих равных условиях они будут сокращаться примерно на 0,3 трлн руб. каждые два года. К 2024 г., то есть к окончанию нынешнего президентского срока, годовая экономия пенсионных расходов составит примерно 0,8 трлн руб.. Однако, как уже говорилось выше, правительство должно предотвратить ухудшение коэффициента замещения, и поэтому потенциальная экономия на расходах Пенсионного фонда будет направлена на увеличение пенсионных выплат. В данный момент члены правительства говорят о том, что в результате реформы среднемесячная пенсия в 13 тыс. руб. будет повышаться 8% в год; такой шаг должен позволить стабилизировать коэффициент замещения примерно на уровне 35%, однако в свою очередь это потребует трат примерно 0,7 трлн руб. в год к 2024 и заберет примерно 80% потенциальной экономии Пенсионного фонда от реформы (см Рисунок 6).

…предложения на рынке труда может увеличиться примерно на 1,6 млн человек.
Другим вопросом является то, до какой степени повышение пенсионного возраста может повлиять на смягчение ограничений на рынке труда. В данный момент средняя занятость той группы населения, которую затронет реформа, например, женщины в возрасте 55-63 лет и мужчины в возрасте 60-65 составляет примерно 40% (см Рис. 7). Потенциально, в случае повышения пенсионного возраста, уровень занятости женщин в возрасте 55-63 лет и мужчин 60-65 лет может вырасти и до 70%, увеличивая рынок труда на 4 млн человек; однако, во-первых, часть людей этой группы может воспользоваться льготами по состоянию здоровья (по оценкам, каждый четвертый россиянин старше 50 лет имеет хроническое заболевание, и этот индикатор продолжает расти). Во-вторых, спрос на сотрудников в возрасте после 50 лет, по опросам, весьма ограничен: 52% работодателей предпочитают брать на работу сотрудников в возрасте 30-45 лет, еще 41% – младше 30 лет и только 7% работодателей не имеют ничего против найма людей более старшего возраста (см Рис. 8). Таким образом, мы не уверены, что пенсионная реформа окажет значимое влияние на рынок труда и замедлит рост зарплат. Мы считаем, что занятость женщин в возрасте 55-63 лет и мужчин в возрасте 60-65 скорее всего вырастет всего до 50%, увеличивая предолжение рабочей силы примерно на 1,6 млн человек при самом благоприятном сценарии.

Повышение пенсионного возраста может стать нагрузкой для компаний.
В своей нынешней жесткой форме пенсионная реформа может оказаться нагрузкой для российских компаний. Прямой эффект реформы на компании не столь велик – по 1,6 млн дополнительных сотрудников компании будут выплачивать всего около 70 млрд руб. в год страховых взносов, что составляет примерно 1% прибыли компаний. Тем не менее, мы не исключаем, что компании будут вынуждать брать на работу людей старшего возраста – Дмитрий Медведев недавно поручил Министерству Труда и Министерству Финансов разработать ряд мер по обеспечению занятости населения предпенсионного возраста, что, на наш взгляд, бесспорно негативно для российского делового климата.

Мировой опыт указывает на то, что о пенсионной реформе объявляют задолго до ее начала.

Опасения негативной реакции на реформу выглядят обоснованными, учитывая мировой опыт. Во- первых, Россия начинает реформу в достаточно трудный момент: темпы роста экономики России сильно отстают от мирового роста и ниже в сравнении со странами, которые уже проводят/проводили пенсионную реформу (см. Рис. 9). Во-вторых, межстрановой анализ указывает на то, что обычное время между объявлением реформы и началом ее проведения составляет в среднем пять лет (см Рис. 10), тогда как в России первое предложение по повышению пенсионного возраста появилось только в 2021 г. В третьих, параметры реформы по международным меркам жесткие – в среднем страны увеличивали пенсионный возраст на 2/5 лет для мужчин и женщин соответственно (см Рис. 11), что означает, что реформа затрагивала гораздо меньшую долю населения.

Окончательного решения пока нет, мы считаем, что шансы на изменения реформы достаточновелики.
Масштаб негативной реакции на пенсионную реформу значителен: электоральный рейтинг президента Путина снизился с 66% в конце 1К18 до нынешних 48%, или до самого низкого уровня с 2013 г.. Несмотря на то, что объявление о пенсионной реформе состоялось в первый день Чемпионата мира по футболу, что должно было облегчить ее принятие, в 30 городах России прошли митинги против реформы, а по последним опросам ФОМ, примерно 80% россиян выступают против повышения пенсионного возраста (см Рис. 12) и 43% готовы выйти на митинги. Сейчас складывается впечатление, что принятие пенсионной реформы будет отложено на осень, что увеличивает вероятность того, что в нее будут вноситься изменения. Мы ранее уже указывали, что, так как налоговая нагрузка на бизнес в России находится примерно на среднемировом уровне, а нагрузка на население – ниже, именно увеличение налоговой нагрузки на население принесет наименьший вред экономическому росту. Однако такая негативная реакция населения на реформу увеличивает шансы того, что власти предпочтут пойти на компромисс, переложив часть нагрузки, тем самым, на корпоративный сектор, что вряд ли позитивно скажется на экономический рост.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]