- Главная
- Справка
- Индексация пенсий
Пенсионное обеспечение лиц, имеющих достаточный стаж на службе в органах министерства внутренних дел, регламентируется отдельным законом.
По порядку и условиям назначения, а также правилам исчисления размера выплат данные лица приравниваются к военнослужащим и сотрудникам других «силовых» ведомств. В 2021 году всех их коснулось законодательно оформленное решение государства об увеличении пенсионных выплат. О размере повышения, правилах его исчисления и позиции государственных органов относительно дальнейшего роста – поговорим ниже.
- 3.1 Увеличились ли выплаты работающим пенсионерам МВД?
Как начисляется пенсия бывшим сотрудникам МВД
Основное правило, которое необходимо знать для исчисления пенсии бывших служащих полиции, заключается в том, что их размер устанавливается в процентном соотношении к денежным окладам по соответствующему званию и должности.
Соответственно, размер обеспечения зависит от установленного количества процентов и собственно окладов. Величина окладов по должности и специальному званию устанавливается Правительством в Постановлении от 03.11.2011 № 878.
Так, например, обычный полицейский в населенном пункте с населением до 100 тыс. чел. имеет такой оклад на уровне 9000 руб. Оклад сержанта полиции – 6500 руб. Размер пенсии в таком случае исчислялся бы от 15 500 руб. с учетом проводимых индексаций.
Пенсионные выплаты по выслуге лет
Размер гособеспечения при наличии достаточного показателя по стажу рассчитывается с учетом:
- величины оклада: за занятие последней должности (выбирается за пять предшествующих лет);
- за звание;
Формула подсчета в 2021 году такова:
- Рпо = 0,5 х (ОД + ОЗ + НВЛ) х ПК, где: Рпо — искомая величина;
- ОД — выплаты за должность;
- ОЗ — за звание;
- НВЛ — за выслугу;
- ПК — пенсионный коэффициент.
Сумма в скобках в формуле имеет иное официальное наименование — денежное довольствие (ДД). Это индивидуальный показатель. Он определяется для каждого получателя отдельно на основании бухгалтерской справки.
ДД учитывается при начислении дополнительных преференций. Основные приведены в таблице:
Основание | Надбавка |
Спецстаж свыше 20 лет | 3% от ДД за каждый год, но не более 85% |
Смешанный стаж свыше 25 | 1% от ДД за каждый |
Инвалидность | 75% |
Ранение, приведшее к инвалидности | 85% |
Для сведения: регионально власти также устанавливают надбавки к госодержанию отставных силовиков.
Всеми вопросами, связанными с гособеспечением уволенных силовиков, занимается специальное Управление МВД. Однако документы подаются по месте службы. Оформление пенсионного содержания правоохранителей имеет определенные нюансы. Они таковы:
- Первым шагом является оповещение начальника о желании уйти на покой. Это делается в форме рапорта. Документ подается за три месяца до предполагаемой даты. При этом в нем обозначаются, кроме желания оставить должность:
- причины;
- льготные основания;
- дата увольнения.
- После подписания первоначального рапорта, начинается собственно процесс оформления.
- Необходимо заполнить заявление установленной формы.
- К нему прилагаются в общем случае такие бумаги:
- расчетный лист, содержащий расшифровку периодов правоохранительной деятельности (делает кадровое подразделение);
- корешок денежного аттестата (выдается бухгалтерией);
- согласие на обработку персональных сведений;
- подтверждение льготы, к примеру, наградное удостоверение (при наличии);
- дополнительно подаются: трудовая книжка (при смешанном стаже);
- справка о наличии иждивенцев;
- справка об инвалидности;
- иное.
- Документация тщательно изучается и отправляется в Управление. Данный госорган назначает полагающееся гособеспечение.
Претендентам на гособеспечение необходимо подготовиться к длительному ожиданию. Именно поэтому сложилась традиция заявлять об увольнении за три месяца. Специалистам Управления приходится проверять каждый период, указанный в документах. Некоторые относятся к льготным, другие — к обычным. По каждому производится отдельный расчет, потом данные сводятся вместе.
Подсказка: увольняющемуся силовику компенсируются элементы матобеспечения, неполученные по тем или иным причинам. К примеру, за форменную одежду, которую человек не успел получить и использовать.
Индексация пенсии МВД в 2021 году
Законодательство о денежном довольствии сотрудников МВД предполагает обязательное ежегодное увеличение их обеспечения на коэффициент инфляции. До 2021 года при этой несколько лет действовал мораторий на увеличение, поэтому оно не производилось, а покупательная способность служащих, соответственно, падала.
В 2021 году заветное увеличение состоялось с 1 октября, причем для пенсионеров оно произошло сразу по двум направлениям. Во-первых, обеспечение выросло в связи с увеличением зарплат действующих сотрудников, а во-вторых, по причине увеличения так называемого понижающего коэффициента (размер процента от денежного довольствия, принимаемого для расчета пенсии).
Справка! Хотя понижающий коэффициент вырос, он не достиг предусмотренного ранее в законе уровня. Так, законодатель предполагал его постепенное повышение с 54% в 2012 году минимум на 2% ежегодно. Но с 2015 года такая индексация регулярно приостанавливалась специальными законами. Продлен этот мораторий и в 2021 году. Потому размер прибавки и оказался ниже установленного законом, что вызвало негативную реакцию некоторой части пенсионеров полиции.
На сколько повысилась пенсия
Итак, рассмотрим процент увеличения обоих показателей, влияющих на размер увеличения суммы содержания бывших работников полиции от государства:
- Денежное довольствие действующих сотрудников МВД в соответствии с коэффициентом роста потребительских цен (инфляции) с 1 октября 2021 года увеличивается на 4,3 %. Следовательно, такое же повышение ожидало и пенсионеров этого ведомства. Для вычисления уже увеличенного содержания необходимо получаемую ранее сумму умножить на 1,043. Так, если обеспечение до 1 октября получалось в сумме 14 000 руб., то после этой даты его размер составит 14 000 * 1,043 = 14 602 руб.
- Понижающий коэффициент. Поскольку пенсионное обеспечение бывших служащих министерства внутренних дел, включая некоторые надбавки, исчисляется в пропорции к денежному довольствию, то его размер напрямую зависит от последнего. При этом для исчисления причитающихся выплат принимается не 100% от довольствия, а только некоторая его часть. Это и называется «понижающим коэффициентом». По состоянию на 2021 год он был равен 72,23% от довольствия. Но с 1 октября и этот коэффициент был повышен, и теперь размер пенсии высчитывается от 73,68% к довольствию. Указанная разница в 1,45% и позволила обеспечить около 2%, так активно обещаемых властью (и президентом, в частности), к получаемому ранее содержанию.
Попытаемся наглядно продемонстрировать заявляемый правительством уровень роста пенсий МВД на 6,3%.
Например, ранее бывший полицейский получал 10 000 руб., что составляло 72,23% от денежного содержания действующего полицейского (значит, равного 13 845 руб.). Рост содержания на 4,3% обеспечил зарплату в 14 440 руб. Т.е. теперь пенсионер получит 14 440 * 4,3% = 10 639 руб. Таким образом, видно, что рост составил 10 000 / 10 639 = 1,0639 или 6,3%.
Необходимый уровень роста стал возможен благодаря средствам, зарезервированным на эти цели в бюджете на 2021 год. При том, однако, что увеличение понижающего коэффициента до начала 2021 года запланировано не было.
Внимание! По оценкам специалистов средний размер пенсионного обеспечения бывших полицейских после октябрьской индексации составил около 17 000 руб.
Условия для получения пенсии МВД
Сотрудники МВД, как и военные, тоже относятся к госслужащим. Однако, учитывая сложность выполняемой ими работы, часто связанной с риском для здоровья и даже жизни, правительство разработало ряд поощрительных мер, способных компенсировать тяжелые условия прохождения службы. В частности, все сотрудники правоохранительных органов имеют право на оформление пенсии по выслуге лет. Для этого должны соблюдаться такие условия:
- возраст выхода на пенсию с этого года повышен на год и должен составлять 46 лет,
- стаж работы в органах – 20 лет.
Если же при достижении этого возраста человек не набрал нужного стажа работы в МВД, то он все равно может оформить пособие, если его общий трудовой стаж составляет 25 лет, а в полиции он трудится не менее 12,5 лет.
Стаж по выслуге лет планируется повышать так же постепенно, как и возраст. При этом учитываются:
- годы службы в армии,
- учеба в ВУЗе,
- время работы в государственных органах.
На пенсию по выслуге лет от МВД могут рассчитывать сотрудники ГИБДД и транспортной полиции, всех отделений полиции (федеральных и региональных на всей территории России), военнослужащие спецназа, Нацгвардии, оперативно-розыскных и поисковых подразделений, следственных органов, управлений ФМС и Федеральной службы по обороту за контролем наркотиками и других подразделений, относящихся к МВД. Специальные надбавки к пенсии получают участники боевых действий, антитеррористических операций, в том числе за службу на Северном Кавказе, за проявленную отвагу при задержании особо опасных преступников. Размер пенсии зависит от стажа службы, а также от звания и понижающего коэффициента. Правительство планировало постепенно его довести до 100 %, однако его размер заморожен уже несколько лет, хотя в этом году принято решение снова повысить его и постепенно все-таки довести до названной ранее суммы.
Не пропустите: Какой новый недорогой автомобиль купить в этом году
Кроме того, сотрудники МВД могут оформить вторую пенсию – страховую, которую выплачивает Пенсионный фонд всем работающим гражданам нашей страны. Сделать это можно после достижения пенсионного возраста, при соблюдении остальных условий:
- минимального стажа работы — 9 лет,
- начисления нужной суммы страховых баллов на индивидуальном лицевом счете в ПФ – в этом году они должны составить 13,8 баллов.
Произошла ли индексация 2-ой пенсии
Общее и специальное в отношении работников силовых ведомств и правоохранительных органов пенсионное законодательство допускает выплату бывшим полицейским, а в некоторых случаях и членам семьи умершего сотрудника МВД, сразу двух пенсий.
Это связано с тем, что закон не запрещает такому лицу после увольнения со службы в МВД по выслуге лет получать ведомственное содержание, продолжая трудовую деятельность на «гражданских» должностях. В процессе такой деятельности это лицо может заработать право на общую пенсию по старости (для этого лишь необходимо иметь минимальное количество страхового стажа и уровень индивидуального пенсионного коэффициента).
При этом оба вида обеспечения выплачиваются и увеличиваются независимо друг от друга. Это означает, что пенсия по старости индексируется на общих основаниях, как и всем остальным гражданам. При наличии такой второй пенсии она также была повышена даже более чем на коэффициент инфляции. Уровень роста второй выплаты по линии Пенсионного Фонда РФ составил 7,05%.
Важно! Правила роста обеих пенсий распространяется и на членов семьи умершего или погибшего сотрудника (в том числе, бывшего). Индексация размера страховой пенсии никак не должна отражаться на возможности индексации ведомственных выплат.
Увеличились ли выплаты работающим пенсионерам МВД?
После увольнения из органов внутренних дел бывший полицейский имеет право продолжить осуществлять трудовую или предпринимательскую деятельность. При этом он не утрачивает право на пенсию от МВД.
Но ее выплата приостанавливается, если им заключен контракт о прохождении военной или иной приравненной к ней службе. После прекращения такой службы выплаты будут возобновлены. Если за это время происходила какая-либо индексация, то он будет получать выплаты уже в увеличенном размере.
Что же касается общегражданской пенсии по старости, то 2021 год также не стал исключением в череде тех нескольких последних лет, когда работающие пенсионеры не попали в перечень лиц, которым были проиндексированы выплаты.
Произошедшая с 1 января 2021 года индексация коснется работающих пенсионеров лишь тогда, когда они прекратят свою деятельность и уйдут на заслуженный отдых. Актуально это и для второй пенсии бывшего сотрудника МВД, трудящегося в данном году по трудовому договору или в качестве индивидуального предпринимателя.
Как формируются пенсии МВД
В большинстве случаев, работникам МВД выплачиваются пенсии по выслуге лет. Но в процессе начисления и формирования имеются некоторые отличия, по сравнению с обычными пенсионными выплатами.
Когда сотрудник МВД выходит на пенсию, ему предусмотрены определенные льготы, так как их деятельность связана с ненормированным рабочим графиком, риском для жизни человека и иными факторами. Процесс выхода на пенсию зависит напрямую от вида пенсионных выплат. На данный момент основными видами являются:
- По потере кормильца. 2. По выслуге лет. 3. По группе инвалидности.
Для того чтобы оформить пенсию, гражданин обязан иметь стаж служивого — не менее 25 лет и непосредственную трудовую деятельность — не меньше 12,5 лет. Для оформления требуется прийти в отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации со следующими документами:
- денежный аттестат; ⦁ расчет по выслуге отработанного периода; ⦁ заявление; ⦁ согласие на обработку личной информации; ⦁ документ, который подтверждает применение льготных условий.
Если гражданин оформляет пенсионные выплаты по инвалидности, ему нужно предъявить еще справку от медицинской экспертной комиссии, которая устанавливает одну из трех групп.
Если пенсия оформляется родственником погибшего, требуется предъявить работникам Пенсионного Фонда документ, который подтверждает смерть сотрудника МВД; решение судебных органов о признании без вести пропавшего близкого родственника; документ, подтверждающий родство с бывшим сотрудником МВД; выписка из приказа об исключении умершего из органов МВД; документ расследования, который связан с выявлением причины смерти и заключение военной врачебной комиссии.
В процессе оформления пенсионных выплат работник министерства обязан подать рапорт на имя руководителя МВД. Для этого имеется специально подготовленный бланк, на котором указывается факт получения скорой пенсионной выплаты. Там же должны быть прописаны личные данные (ФИО, присвоенное звание, номер телефона, а также юридический и фактический адрес проживания).
В основной части бланка указывается основание для увольнения, данные о денежных выплатах, вид пенсии и если есть, то необходимо указать сведения о ранее назначенной пенсии, а также общую информацию о детях и семье. После написания заявления ставится дата и подпись заявителя.
Льготы будут назначаться из размера расчетных данных по пенсии. Они зависят от возраста служащего МВД, семейного положения и статуса. Например, если сотрудник МВД оформил пенсионные выплаты по выслуге лет, то он имеет право на получение следующих надбавок:
- 1 группа инвалидности при достижении 80 лет начисляется 100% надбавка; ⦁ участникам боевых действий пенсия увеличивается на 32%, если они достигли 80 лет — то 64%; ⦁ на одного нетрудоспособного человека — 32%, на 2 — 64%, если более 3 — 100%.
Важно знать! Если нетрудоспособный человек самостоятельно получает пенсионные выплаты, то все надбавки отменяются.
Бывшие работники МВД имеют право оформить пенсионные выплаты по возрасту, кроме пенсии по выслуге лет. Для этого необходимо учесть страховой стаж от 5 лет, возраст от 60 лет и наличие ранее назначенной пенсии. Для того чтобы оформить вторую пенсию требуется предоставить работникам Пенсионного Фонда такие документы, как:
- Паспорт. 2. Справка о пенсионных выплатах. 3. СНИЛС. 4. Справка о доходах. 5. Трудовая книжка.
Не пропустите: Как будут назначаться пенсии в России?
Пенсия по потере кормильца начисляется в том случае, когда семья остается без обеспечения кормильца, служившего в структурах МВД. Этот вид пенсии могут оформить только нетрудоспособные граждане, а именно: родители-пенсионеры, инвалиды, родственники, который воспитывает внуков, детей или же братьев погибшего, а также дети, не достигшие совершеннолетнего возраста.
Важно знать! Пенсию можно получить в течение трех месяцев после официального увольнения погибшего. Пенсию по инвалидности имеют право оформлять те, кто получил тяжелое ранение во время службы или если здоровье гражданина ухудшилось через 3 месяца после окончания службы в МВД. Инвалидность может наступить по следующим причинам:
- контузии; ⦁ болезни во время исполнения служебных обязанностей; ⦁ увечья во время службы; ⦁ травмы.
Величина пенсии будет зависеть от группы, которая назначается медицинской комиссией экспертов. Дополнительные надбавки могут получить пенсионеры, которые достигли 80 лет и граждане, которые имеют в семье нетрудоспособных членов и участники ВОВ.
Что говорят представители власти
Материальному обеспечению как сотрудников МВД, так и пенсионеров этого ведомства, государство уделяет важное значение. В том числе по этой причине, почти сразу после состоявшегося в 2021 году повышения были заявлено о предстоящей новой индексации. На этот раз профильный комитет Государственной Думы России по обороне сделал официальное заявление, что предложит в бюджет на 2021 год внести поправку, закладывающую средства на индексацию пенсий силовиков с начала года, т.е. с 1 января.
Заявляется, что предполагаемое увеличение составит 4,3% в отношении денежного довольствия действующих служащих министерства. С учетом того, что пока мораторий на увеличение понижающего коэффициента не продлен, рост выплат в общем составит не менее 6,3%. Президент относительно данного вопроса пока не высказывался, но, комментируя индексацию 2021 год, он обещал и дальше совершенствовать систему социальных гарантий для сотрудников силовых ведомств.
В заключение подведем некоторые итоги. В 2021 году произошло самое значительное повышение пенсии бывшим сотрудникам МВД за последние годы. С учетом роста денежного довольствия действующих полицейских и увеличения размера понижающего коэффициента уровень повышения выплат составил 6,3%. Данное увеличение произошло с 1 октября 2021 года и, по заверениям властей, в скором времени снова повторится.
Реформа, зарплата и пенсии МВД РФ с 01.01.2021 года — последние важные данные
Обсуждение новой реформы по сокращению сотрудников и расходов, увеличению выслуги с 20 до 25 лет, разаттестации штата, зарплаты, пенсиях и стаже работы в МВД России (полиции) 2020-2021 привлекло внимание главы государства. В этой связи, Президент Российской Федерации В.В.Путин на очередном заседании международного клуба «Валдай» заявил, что оптимизацию расходов на МВД России, Минобороны России и другие силовые ведомства только обсуждают и никаких решений пока не приняли. «Это все дискуссии внутри правительственных ведомств между собой», — сказал Президент РФ. Подробности — читайте НИЖЕ.
По заявлению президента, власти пока не планировали ни уменьшать, ни увеличивать «какие-то сроки чего-то». Он пояснил, что идут дискуссии внутри правительства и речь идет лишь об одной из идей Минфина, которая к тому же пока не дошла до него. Глава государства пообещал, что, принимая соответствующие решения, он учтет экономическую ситуацию в стране, а также доходы россиян, включая силовиков и военных. Президент Российской Федерации Владимир Путин заверил, что оптимизацию расходов на силовые ведомства только обсуждают и никаких решений пока не приняли.
В свою очередь, МВД России категорически против предложений Минфина о сокращении штатной численности министерства, передачи части функций гражданским ведомствам и объединения МВД, ФСИН, ФССП и Государственной фельдъегерской службы (ГФС). Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на источник. «МВД категорически отвергает предложения Министерства финансов РФ», говорится в сообщении- комментарии силового ведомства. Напомним, что 15 октября 2021 года за подписью Первого заместителя секретаря Совета Безопасности РФ Юрия Аверьянова было направлено письмо Первому заместителю Министра внутренних дел РФ Александру Горовому о рассмотрении проекта Министерства финансов РФ по оптимизации расходов силовых ведомств. Если верить, что это не фейк, то ответ МВД России в Совбез России на предложение Минфина России должен был быть до 20 октября 2020 года. Однако, как сообщает портал «Фонтанка. Ру», это не первая идея Минфина реформировать госаппарат. Ранее выдвигались и другие идеи — например, подвести под единоначалие службу внешней разведки, федеральную службу охраны и федеральную службу безопасности. Пока предложения Министра финансов РФ Антона Силуанова сократить траты на силовиков не находили поддержку в Кремле.
По информации газеты «Известия», Минфин предлагал следующее: сократить на 10% кадровую численность органов внутренних дел за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу; передать координацию программы по переселению соотечественников в Минтруд, а контрольно-разрешительные функции в сфере легального оборота наркотиков — в Минздрав; оптимизировать управленческий аппарат за счет приведения соотношения количества начальников к количеству подчиненных по принципу «елочки»; создать единый расчетный центр, а также единую систему материально-технического (тылового) обеспечения «силового блока» для централизации финансово-хозяйственной деятельности; создать на основе МВД единый правоохранительный орган, включающий в себя функции и задачи Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) с одновременным сокращением численности; увеличить срок носки вещевого имущества; установить максимальный размер денежного довольствия, учитываемого для начисления «военных» пенсий не выше 80% (сейчас 73,68%); исключить из законодательной нормы обязательную индексацию «военных» пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции; увеличить максимальную выслугу лет для выхода на пенсию с 20 до 25 лет, не включая при этом срок учебы.
Источник «Известий», близкий к администрации президента, подтвердил наличие таких предложений Минфина. Подтвердил их и собеседник в Минобороны, куда тоже поступало письмо. Опрошенные «Известиями» эксперты связали предложения Министерства финансов с желанием сберечь бюджетные деньги.
Оптимизация структуры правоохранительных органов поможет сэкономить порядка 20 млрд рублей из казны ежегодно — это 3% отведенной на их содержание суммы, оценил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Впрочем, он отметил, что цели выгадать значительную сумму денег, по всей видимости, не стояло: в этом случае предложили бы сократить больше чем 10% сотрудников. — С точки зрения кадровой политики такие сокращения незначительны: ведь они произойдут в первую очередь за счет вакансий. А руководители зачастую держат свободными 10–15% мест как раз на случай кризиса, чтобы не пришлось «резать по живому», — отметил эксперт.
Законопроект о бюджете на 2021 год предусматривает выделение 2,4 трлн рублей на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В плане на 2022 год эти расходы могут сократиться на 46 млрд рублей, в 2023 году — на 12 млрд рублей.
Самый большой бюджет — у органов внутренних дел, им предлагается выделить более 711 млрд рублей в 2021 году, 745 млрд рублей — в 2022-м и 762 млрд рублей — в 2023-м. Остальные средства предусмотрены на прокуратуру, Росгвардию, органы юстиции и другие силовые ведомства.
Предложения Минфина направлены в первую очередь на то, чтобы сэкономить на правоохранительной деятельности, и этой цели достичь однозначно удастся, уверен замдиректора ИНП РАН Александр Широв. Однако они не соответствуют трендам последних лет, когда Россия двигались в сторону разделения функций силовиков. Например, та же ФСИН еще 20 лет назад входила в структуру МВД, напомнил эксперт. Поэтому вопросы, каким образом будет осуществляться управление новым органом и удастся ли сохранить качество работы, пока остаются открытыми.
Если предложения Минфина по сокращению численности сотрудников и созданию объединенной правоохранительной структуры будут приняты, это станет правильным решением, так как оптимизация силовым органам действительно нужна, заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи. Сегодня зачастую происходит так, что на одного работающего приходится по три надзирателя, а многие обязанности выполняются формально: например, в ответ на свои обращения в правоохранительные органы граждане и предприниматели нередко получают так называемые «отписки».
Впрочем, Александр Хуруджи отметил, что оптимизация не должна повлиять на реализацию правоохранительными органами их главной функции — поддержания общественного порядка. Он добавил, что под сокращение ни в коем случае не должна попасть система участковых, так как они находятся на передовой и от их работы напрямую зависит безопасность граждан.
Если говорить о зарплатах сотрудников, то, как сообщает агентство ТАСС, более 28 млрд рублей будет дополнительно выделено на зарплаты сотрудникам МВД и Росгвардии, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы. «[Запланировано] увеличение бюджетных ассигнований на денежное довольствие сотрудников и военнослужащих МВД России и Росгвардии в 2021 году на 14 136,6 млн рублей и в 2022 году — на 14 702,0 млн рублей», — говорится в документе.
В следующие два года дополнительно будут выделены 10,6 млн рублей на подготовку и повышение квалификации сотрудников МВД России, связанных с пресечением преступлений в области информационных технологий. Расходы на деятельность образовательных учреждений министерства будут уменьшены в 2021 году на 335,8 млн рублей, в 2022 году — на 134,1 млн рублей и увеличены на 1,8 млн рублей в 2023 году. На зарплату персоналу миграционных подразделений МВД России в 2021 году будет увеличен бюджет на 628,2 млн рублей, в 2022 году — на 653,3 млн рублей.
По основному мероприятию «Управление органами внутренних дел РФ и организация деятельности системы МВД России» бюджет на оплату труда работников и денежное довольствие сотрудников в 2021 году уменьшится на 487,1 млн рублей, в 2022 году — на 625,7 млн рублей и увеличится в 2023 году на 2,4 млрд рублей.
Бюджеты СК и прокуратуры
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований <�…> в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в 2023 году повлияло увеличение бюджетных ассигнований на обеспечение участия прокуроров в заседаниях кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, на оплату труда работников бюджетных учреждений. Уменьшение бюджетных ассигнований предусмотрено на ряд закупок.
По информации ИА «REGNUM», предложение Минфина России о том, чтобы провести реформу МВД с сокращением числа сотрудников и созданием единого органа для ФСИН, ГФС и ФССП на основе МВД, вызвало бурное обсуждение среди пользователей интернета. Граждане поделились мнением в сервисе «Яндекс.Новости».
»Многих заслуженных, принимающих участие в горячих точках, становившихся на пути вооруженных бандитов оперативников коробит вопрос наличия в органах множества лиц в погонах с большими звездами, которые из кабинетов всю так называемую службу не выходили, воюют с бумажками и получают ордена, медали очередные звания и должности. Вопрос: почему эту категорию не перевести в гражданский персонал, как это сделали в МЧС?» — задаётся вопросом пользователь под псевдонимом «Цезарь».
Некоторые комментаторы упрекнули Минфин в том, что абстрактное «сокращение» сотрудников может привести к еще меньшему количеству полицейских, патрулирующих улицы городов. Они призывают сократить руководящий состав, а обычных полицейских, которые «соприкасаются с населением», наоборот, увеличить. «Всё возвращается на круги своя. Вот только про очередное сокращение уже страшно читать. Видимо авторы проекта не знают, что на улицах городов и поселков практически исчезли полицейские патрули, особенно в небольших муниципалитетах», — пишет Сергей А.
Часть пользователей принялась перечислять, что необходимо изменить в существующей системе МВД. Они, уверены, что сокращение можно заменить на перевод части отделов на гражданскую службу. «Реформу нужно начинать с сокращения руководящих должностей в главных управлениях и в их подразделениях. Перевести на гражданку такие службы как: штабы, кадры, тыл, пресс-службы, информационные центры. В результате, из них сбегут многие руководители. Их и сокращать не придётся. Совет ветеранов переориентировать на передачу опыта молодёжи и помощи ветеранам МВД, а не только на содержание музеев», — считает Наталья.
Нашлись и те, кто призвал вновь изменить название полиции. Вместо возвращения к милиции граждане советуют взять опыт иностранных государств и создать жандармерию. Кроме того, вновь и вновь звучит призыв сократить руководящий состав МВД и ни в коем случае не трогать простых сотрудников полиции. «То милиция, то полиция! Чего они там мудрят! ФСИН тоже уже была в составе МВД. Создайте «жандармерию» и введите туда все структуры, как подразделения. И всё будет хорошо! А штаты надо сокращать с управления, потому что на улицах полицейских днём с огнём не найдёшь и даже не докричишься! Куда же ещё сокращать сотрудников, которых и так не хватает для обеспечения элементарного порядка на улицах городов? Не говоря уже о посёлках!» — написал Валерий И.
Бывшие сотрудники МВД и других силовых органов получают пенсии по тем же правилам, что и военные пенсионеры. Каждый год их пенсии повышаются, не станет исключением и 2021 год. Информационно-аналитическое финансовое издание «Банки сегодня» объясняет, как рассчитываются пенсии этой категории пенсионеров, когда и на сколько их поднимут.
Пенсия по выслуге лет в системе МВД
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более; те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%); при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2021 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.
Пенсии по смешанному стажу
Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.
Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.
Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:
возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин); наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году); наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).
И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
С другой стороны, если человек прослужил меньше минимальных 12,5 лет, то он не получает права на пенсию по выслуге, и тогда все годы службы можно включить в страховой стаж.
И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).
Повышение пенсий бывшим сотрудникам МВД
Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:
повышение денежного довольствия действующим сотрудникам МВД; увеличение понижающего коэффициента.
В 2021 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта. 1 октября 2021 года произошла индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД выросли всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.
О реформе МВД начали говорить ещё в 2021 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?
Как напоминает газета «Ведомости», среди первых новое Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений , которые устанавливают надбавки до 100% оклада полицейским и росгвардейцам в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Жест это, безусловно, политический, потому что избыточный. Так же, как нет никакой необходимости записывать в Конституции индексацию пенсий, нет никакой необходимости привлекать правительство к установлению надбавок. Аналогичные надбавки могли быть установлены решениями руководителей соответствующих ведомств и даже руководителями территориальных органов – были бы деньги. Однако оставим политическую сторону решения в стороне и попробуем разобраться, что же на самом деле произошло.
Не произошло удвоения зарплат. Премия составляет 100% оклада, а реальная зарплата полицейских существенно превышает оклад (иногда в несколько раз). Полицейским добавили максимум по 13 000 руб. в месяц для рядового или 23 650 руб. для начальника отдела. Для Росгвардии суммы, конечно, иные.
Никакого автоматического установления надбавок не произошло. Постановление всего лишь дает возможность назначать такие надбавки в порядке, определяемом министром внутренних дел и директором Росгвардии соответственно. Порядок этот может подразумевать и равномерное увеличение зарплат, и копеечные доплаты нескольким сотням сотрудников.
На этом сходство между постановлениями об МВД и Росгвардии заканчивается. Для МВД надбавки распространяются на всех, кто участвует в охране общественного порядка. Никаких других ограничений нет – это могут быть даже сотрудники подведомственных учреждений, офицеры юстиции, гражданские служащие и т. д. С учетом сегодняшней практики работы полиции под это определение может подпасть практически каждый сотрудник. Несколько раз в год в оцепления и на уличные дежурства выставляют даже следователей, работников бывшей миграционной службы и гражданских криминалистов из подведомственных учреждений. По большому счету правительство попросту объявило, что министр может назначать надбавку до 100% всем сотрудникам столичных главков.
Повышение зарплат в полиции во время медведевской реформы 2010–2012 гг. было сведено на нет инфляцией. К 2021 г. доходы полицейских вернулись к среднестрановым. Именно привлекательные зарплаты позволили в 2012–2013 гг. уменьшить проблему кадрового дефицита на низовых полицейских должностях и дали возможность хоть как-то отбирать кандидатов, не допуская до такой работы тех, кто категорически для нее не подходил.
Однако уровень зарплат в стране неравномерен. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в первом полугодии 2021 г., по данным Росстата, составила чуть больше 46 000 руб. по стране в целом, но свыше 90 000 руб. в Москве и более 60 000 руб. в Санкт-Петербурге. Оклады же полицейских устанавливаются едиными правилами. Формально оклады зависят от размера поселения, но разница эта меньше, чем разница в зарплатах остальных занятых (оклад рядового в Москве – 13 000 руб., в райцентре – 9000 руб.). Руководство столичных главков и министерства старалось изобрести дополнительные механизмы поддержки столичных полицейских, однако не всегда успешно. В результате эта работа в столицах всегда оказывалась сравнительно менее привлекательной, чем в регионах (читай – средний полицейский в Москве и Петербурге оказывался менее компетентен, опытен и т. д. по сравнению со средним жителем, чем его коллега в других регионах).
Таким образом, само по себе увеличение жалования полицейским двух главных городов и прилегающих областей скорее благо для столичных жителей. Вызывающие общее возмущение разгоны массовых мероприятий происходят несколько раз в год, а адекватность полицейского, который приезжает на вызов или дежурит на улице каждый день, такими средствами вполне можно повысить.
С Росгвардией дело обстоит принципиально иначе. Надбавки распространяются только на тех, кто участвует в обеспечении правопорядка при проведении массовых мероприятий. Кроме того, надбавки не полагаются военнослужащим срочной службы, если они не носят званий полиции (подавляющее большинство сотрудников Росгвардии носит звания внутренней службы). Это дает всем сотрудникам Росгвардии ложный и опасный сигнал. Получается, что охрана общественного порядка в ходе массовых мероприятий – это не часть обычной работы Росгвардии (включая приданный ей ОМОН), а нечто, за что необходимо выплачивать дополнительные деньги. Это при том, что в федеральном законе о Росгвардии пункт «участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности» в списке ее задач идет первым. Чем же тогда должна заниматься Росгвардия за основную зарплату?
Однако есть еще одна общая (и проблемная) черта обоих постановлений. Это форма увеличения зарплат. Вместо простого увеличения окладов это надбавка, порядок назначения которой определяется ведомством и, можно ручаться, будет предполагать: а) различные оговорки и б) дискрецию начальства по определению ее размера. Казалось бы, что здесь плохого? Гибкая система материального стимулирования – очень удобный инструмент управления. Однако это так до тех пор, пока мы говорим о небольших коллективах и свободном рынке труда. Там, где речь идет об огромных унифицированных структурах и о службе, существенно отличающейся по своим условиям от обычной работы, такой подход опасен. В зарплате военнослужащего размер вариативной части должен быть невелик, а назначение или снятие таких надбавок – прозрачным (за выслугу лет, за воинское звание и т. д.). В противном случае вероятность начальственного волюнтаризма очень высока, особенно на низовом уровне.
Российская система выплат полицейским и военнослужащим и так далека от идеала прозрачности и дает большие возможности низовым руководителям. Вводимое же дополнение только увеличивает эти возможности. Система надбавок – едва ли не главная причина недовольства низовых сотрудников полиции и, насколько можно судить, важнейший источник конфликтов внутри правоохранительных органов. Сделан политический жест, который мог принести объективную пользу жителям столиц, повысив качество полицейских кадров. Однако сделан он таким образом, что возникли все возможные неприятные последствия. Оппозиционно настроенная общественность активно комментировала «премии за избиения». Росгвардии дан странный сигнал, что работа на массовых мероприятиях требует надбавки. И без того разбалансированная система оплаты труда в полиции расшатана еще больше. Созданы дополнительные поводы для недовольства и конфликтов внутри системы, анализирует ситуацию в системе МВД ассоциированный профессор социологии права им. С.А. Муромцева и директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.
Согласно заложенному в Российской Федерации на плановый период 2021-2022 года федеральному бюджету финансирование МВД России превысит 1 трлн рублей и будет сопоставимо с бюджетом МВД 2016 года, до образования Росгвардии: тогда он также превышал 1 трлн рублей. В 2021 году на МВД России и деятельность структурных подразделений этого ведомства предусмотрено средств в размере свыше 765,5 млрд рублей, в 2022-м — почти 790 млрд рублей.
МВД и его подразделения – это достаточно громоздкая структура, при которой большинство служб, отделов и управлений не участвует непосредственно ни в охране общественного порядка, ни в борьбе с преступниками. Реформа позволит перевести некоторые подразделения в другие подведомственные структуры. В результате произойдёт сокращение штатов.
Руководство московской полиции уже сегодня предлагает ликвидировать в составе центрального аппарата оперативно-розыскные подразделения и освободившийся штат направить в райотделы полиции на усиление.
Реорганизация предполагается и в Московском уголовном розыске. Как считает председатель Московского профсоюза полиции М. Пашкин, уголовный розыск уже давно нуждается в реорганизации.
Предполагается, что в 2020-2024 годах произойдёт изменение и самой системы, которая включает в себя и другие силовые ведомства. Возможно произойдёт объединение ГИБДД и патрульно-постовой службы, что кажется вполне логичным и сэкономит средства.
МЧС может войти в систему МВД на правах достаточно самостоятельной единицы. Здесь, безусловно, будет не всё так гладко, поскольку МЧС изначально создавалось почти с «нуля». Люди и руководители привыкли к самостоятельности, да и их деятельность довольно далека от охраны общественного порядка или борьбы с преступностью.
Немало должностей, которые сегодня аттестуются, переведут на гражданскую службу.
Одним из первых шагов нового правительства стало повышение оклада сотрудников МВД, Росгвардии и военных, которые работают в столице, Санкт-Петербурге и соответственно в Московской и Ленинградской областях. Надбавка составила 100 процентов от оклада, что, конечно, весьма существенно. Возможно, какие-то надбавки получат и силовики в других регионах. В 2021 году Минфином предусмотрено выделение средств на МВД в 2021-ом году в размере почти 766 млрд рублей, а уже через год, в 2022-ом почти на тридцать млрд больше.
Стоит иметь ввиду, что свои коррективы внесет и инфляция, которая прогнозируется на уровне 4 процента. Правоохранители, следовательно, могут рассчитывать на индексацию именно на эти 4%. Не забудем и о региональных надбавках, о тех же северных.
Если говорить о структуре оклада полицейского, то она выглядит примерно так:
региональный коэффициент;
квалификация;
надбавка за образование;
различные доплаты за риск, ненормированный рабочий день и т.п..
Сегодня, чтобы завершить службу с льготной пенсией по выслуге, надо проработать немалый срок – два десятилетия. Это сегодня, но уже завтра, как поговаривают, выслуга может подняться до 25 лет. Как считают, слишком много у нас уже молодых пенсионеров, ведь сотрудник МВД может выйти на пенсию по выслуге уже в 45.
Много разговоров и о такой форме, как предоставление силовикам приличного выходного пособия вместо пенсии. К этому есть основания, поскольку на пенсию сотрудники выходят достаточно молодыми и им еще можно немало лет проработать на гражданке. Запас средств из выходного пособия позволит спокойно поменять профессию и продолжить работать. Какова здесь экономия? Примерно 700 миллиардов рублей в год. Но пока эта тема в порядке обсуждения и вряд ли что-то измениться в 2021 году.
Указанная информация касается структурных подразделений системы МВД РФ из всех регионах России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
17.02.2020 10:17